8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
Для построения компетентностой бизнес-модели для сравнения комбинаций двух факторов на первом этапе определяется ключевой фактор исследования («X») или отдельный бизнес-процесс («N») и основные параметры (Р), его характеризующие. В приведенной методике использован подход, основывающийся на исследовании ключевого фактора исследования «X». Формирование компетентностной бизнес-модели отдельного бизнес-процесса «N» осуществляется аналогично. На втором этапе определяется перечень свойств (S), ресурсов (R) и компетенций (К), влияющие на формирование фактора «X».
На третьем этапе осуществляется ранжирование каждого элемента матрицы по степени важности для предприятия.
313
3)6
Данные проведенного анализа служат основой для формирования стратегического плана и основываются на принципе обратной логики: находятся носители ключевой и важнейших компетенций, идентифицируются способности (бизнес-процессы) и ресурсы, которыми они управляют. Дальнейшее развитие бизнеса строится с і\елью поддержки и развития именно этих и непосредственно связанных с ними
элементов. Результатом анализа является не только вывод об эффективности текущей конфигурации бизнес-системы с точки зрения формирования эффективной системы управления тем или иным экономическим показателем «X», но и однозначное определение точки максимально эффективного приложения усилий и ресурсов.
Данный подход к формированию бизнес-модели предприятия позволяет более эффективно обосновывать бизнес-процессы, на основе управления конкретным экономическим показателем, а также в целом повышать эффективность функционирования предприятия в трансформационных условиях рыночной экономики. Эффективность использования данного подхода к формированию бизнес-модели определяется как рациональностью использования имеющихся у
320
предприятия ресурсов так иорганизацией оптимального ресурсного обеспечения и выбора поставщиков продукции.
Пример формирования компетентностной («3D») бизнес-модели управления издержками обращения приведен в приложении Р.
Компетентность предприятия —совокупность характеристик предприятия, характеризующих его профессиональность на уровне конкурентов.
Элементами общей компетентности являются отдельные компетенции.
Компетенция —это особого вида информационный ресурс, содержащий опыт, знания и навыки о способе организации и управления ресурсами и бизнес-процессами для достижения поставленных целей, носителями которого индивидуально или коллективно являются работники.
Компетенцией предприятия является набор знаний и умений, позволяющих ему осуществлять какой-либо бизнес-процесс.
Кластер компетенций —это набор тесно связанных между собой компетенций.
Стандартная компетенция —набор преимуществ, технологий, способностей, знаний и умений, позволяющий предприятию решать типичные для данного сегмента рынка задачи, осуществлять операционные процессы на уровне, принятом как стандарт.
Ключевая компетенция —компетенция, наличие которой позволяет предприятию установить новый стандарт деятельности в области и тем самым укрепить свое конкурентное преимущество.
Персональная компетенция представляет собой набор личностных свойств, приобретенных и закрепленных индивидуумом (работником) в ходе учебной и/или трудовой деятельности, а также характеризует требуемый для каждой должности набор знаний, умений и способностей.
Персональные компетенции являются логическим следствием ключевых компетенций предприятия, бизнес-стратегии и обеспечивающих и*реализацию бизнес-процессов.
' «30»-бизнес-модель предприятия формируется исходя имеющихся
321
уникальных ресурсов, а также из так называемых «невидимых» элементов: способностей, возможностей и компетенций предприятия, в совокупности формирующих в совокупности формируют ядро бизнес-модели.
Ресурсы — совокупность необходимых средств, которые могут быть использованы в отдельных бизнес-процессах, являющиеся источниками достижения бизнес-целей и позволяют преобразовать возможности в реальный результат.
Способности — это физические возможности предприятия выполнять набор взаимосвязанных заданий, используя имеющиеся ресурсы, с целью достижения определенного практического результата.
Возможности представлены набором определенных критериев, позволяющих осуществить отдельный бизнес-процесс.
Гарет Роберте Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях [Текст] / Recruitment and Selection Серия: Практические руководства // Изд-во: Гиппо, 2010. — 288 с.
Ефремов B.C., Ханыков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.management.com.ua>.
Миллс Роджер. Компетенции: Карманный справочник [Текст] / Т. Пташная (пер.с англ.). — М. : HIPPO, 2004. — 125с. : ил. — (Серия «Карманные справочники»). — Библиогр.: с. 124.
Уорд Питер. Метод 360 градусов [Текст]. Серия: Developing Practice: Изд-во: Hippo Publishing LTD, 2006, — 352 с.
Прахалад К. Ключевые компетенции корпорации [Текст]. / К. Прахалад, Г. Хамел //Вестник СПбГУ. Сер. 8 : Менеджмент. -2003. — Вып. 3. — С. 18-46.
Стив Уиддет &атр; Сара Холлифорд Руководство по компетенциям [Текст]. The Competencies Handbook Серия: Developing Practice// Изд-во: Гиппо, 2008 г. — с. 240
322
7. Управління витратами обігу торговельних підприємств на основі компетентнісного підходу [Текст] : монографія / Л. В. Фролова, О. С Кравченко. — Донецьк : Вебер, Донецька філ., 2009. — 223 с.
g. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня [Текст]. — Пер. с англ. (1994) — М.: ЗАО «Олимп- Бизнес» , 2002.- 288 с.
9. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил Д.. Стратегическая гибкость [Текст] / Л. Круглов-Морозов (пер.с англ.). — СПб. : Питер, 2005. —381с.
Ю.Чарльз Вудраф. Центры развития и оценки. Определение и оценка компетенций [Текст] /Development and Assessment Centres: Identifying and Assessing Competence Серия: Developing Practice //Изд-во: Гиппо, 2005. — 384 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ 1. Обоснуйте сущность компетентност- ВОПРОСЫ: ной («3D») бизнес-модели предприятия.
Назовите и охарактеризуйте основные элементы компетентностной («3D») бизнес-модели предприятия.
В чем заключаются основные отличия терминов «компетентность» и «компетенции»?
Охарактеризуйте состав компетенции .
Перечислите особенности стандартной компетенции.
В чем состоит отличие между компетенциями предприятия и персональными компетенциями?
Раскройте свойства ключевой компетенции предприятия.
Охарактеризуйте внутренние условия функционирования предприятия.
Обоснуйте сущность «3D» бизнес-модели.
Щ Перечислите главные отличительные признаки основных элементов, составляющих ядро «3D» бизнес-модели.
П. Обоснуйте основные отличия способностей от возвожностей.
12- Что представляют соборйресурсы?
13. Назовите основные этапы формирования компетентностной («3D») бизнес-модели.
323
а) Да;
б) Нет.
2. Что не относится к важнейшим свойствам ключевых компе тенций?
а) добавляет ценность конечному продукту;
б) трудно поддается имитации;
в) имеет краткосрочный характер;
г) присуща определенной совокупности ресурсов и способностей.
3. Дополните рисунок:
а) способности;
б) ценности;
в) компетенции;
г) возможности.
4. К ключевым компетенциям предприятия можно отнести:
а) мониторинг рынка;
б) умение организовывать торговый процесс;
в) канал распространения продукции;
г) все ответы верны.
324
5. Верно ли утверждение: «ключевая компетенция предприятия изначально аналогична с конкурентами, а только со временем перерастает в долговременный актив предприятия»?
а) Да;
б) Нет.
в. Кто впервые определил понятие ключевой компетенции?
а) Джейн Барни;
б) Шухард-Деминг;
в) К. Прахалад и Г. Хэмел;
г) Каору Ишикава.
7. Верно ли утверждение: увеличение добавочной потребитель ной стоимости за счет развития ключевой компетенции явля ется основанием для получения устойчивого конкурентного пре имущества?
а) Да;
б) Нет.
8. Верно ли утверждение: ключевая компетенция при благопри ятных условиях функционирования может быть скопирована с одного предприятия на другое?
а) Да;
б) Нет.
9. Добавьте группы парных отношений, по которым определяет ся взаимосвязь между факторами «3-D модели»?
а) ресурсы — способности;
б) ресурсы — показатель «X»; в)
ПРАКТИЧЕСКИЕ Задание 8.1. Построить компетент- ЗАДАНИЯ: постную («3D») бизнес-модель управле-
ния фактором «Х»( или бизнес-процессом «N»). Для этого:
1. Определить перечень ресурсов, влияющих на формирование фактора «X» или 325
Определить перечень возможностей предприятия влияющих на фактор «X» (бизнес-процесс «N»).
Выявить способности предприятия, влияющие фактор «X» (организацию бизнес-процесса «N»).
4. Установить компетенции предприятия, обуславливающие формирование фактора «X» (определяющие выполнение бизнес-процесса «N»).
6. Провести анапиз и осуществить ранжирование компетенций при управлении фактором «X» (бизнес-процессом «N»). 6. Сформулировать выводы.
326
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРИМЕРЫ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Таблица А. 1 Эволюция бизнес-моделей предприятия
Период | Название бизнес-модели | Особенности |
1 | 2 | 3 |
начало 20-го столетия | модель «хранителя магазина» (the shop keeper model) | Открытие магазина там, где находятся по-тенциачьные клиенты |
модель «приманки и крюка»(«модель бритв и лезвий» или «модель, привязывающей к продуктам») | Производство и реализация товаров, обязательно предусматривающих дополнительного приобретения сопутствующих товаров. (Например: бритва (приманка) и лезвия (крюк): сотовые телефоны (приманка) и время трафика (крюк): компьютерные принтеры (приманка) и катриджи к ним (крюк): камеры (приманка) и печать фотографий (крюк) | |
1950-1959 | McDonald's | «Быстрое обеспечение горячей вкусной едой в чистом ресторане за доступную плату» |
Toyota | Организация производственного процесса и. как следствие, повышение качества производимой продукции на основе внедрения системы «Канбан» | |
1960-1969 | Wal-Mart | Wal-Mart—крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит (состоянием на 2010 год) 8838 магазинов в 15 странах. В их числе—как гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и промышленные товары. Стратегия Wal-Mart включает в себя такие слагаемые как максимальный ассортимент и минимальные, стремящиеся к оптовым, цены. Основные конкуренты Wal-Mart на розничном рынке США — сети Ноте Depot, Kroger, Sears Holdings Corporation. Costco и Target. Wal-Mart является лидером по внедрению технологий, связанных с использованием в торговле RFID-меток (метод автоматичес кой идентификации объектов, в котором по средством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RF1D- метках.) |
328
329
Продолжение таблицы АЛ
1 | 2 | 5 |
|
| более чем 375 пунктов назначения почти во всех странах мира. Компания начала коммерческие перевозки 17 апреля 1973 года с 14 самолётами Dassault Falcon 20, выполнявшими полёты между 25 городами США. Federal Express установила первые собственные ящики для корреспонденции в 1975 году, которые позволили заказчикам отправлять посылки без визита в местные офисы компании. В 1976 году компания стала приносить прибыль с ежедневным объёмом перевозок 19000 предметов. |
Toys R Us | Toys R Us — один из крупнейших в мире ри-тейлеров по продаже игрушек и товаров для детей с оборотом в 2011 финансовом году $13,8 млрд. Сейчас сеть вюіючает более 840 магазинов в США и более 700 магазинов в 34 других странах мира. | |
1980-1989 | Home Depot | The Home Depot — американская торговая сеть, являющаяся крупнейшей на планете по продаже инструментов для ремонта и стройматериалов. Штаб-квартира компании находится в Винингсе (штат Джорджия). В компании работают 355 тыс. сотрудников. Сеть оперирует 2144 магазинами в США, Канаде, Мексике и Китае. The Home Depot является вторым крупнейшим розничным ритейлером в США после Wal-Mart и третьим на планете после Wal-Mart и французской сети Carrefour. |
Intel | Intel— крупнейший в мире производитель микропроцессоров, занимающий на 2008 год 75 % этого рынка[4]. Основные покупатели продукции компании— производители персо нальных компьютеров Dell U Hewlett-Packard. Помимо микропроцессоров, Intel выпускает полупроводниковые компоненты для промыш ленного и сетевого оборудования. В 1990-е компания стала крупнейшим произ водителем процессоров для персональных компьютеров. Серии процессоров Pentium и Celeron до сих пор являются самыми распро странёнными. Intel |
330
|
| Продолжение таблицы АЛ |
1 | 2 | 3 |
|
| внесла существенный вклад в развитие компьютерной техники. |
Dell Computer | Американская компания Dell Computer Corporation является признанным лидером в области производства и прямых поставок высококачественных персональных компьютеров (ПК). Марка DELL в индустрии ПК сегодня заслуженно считается одной из наиболее престижных. Основанная в 1984 году в г. Остин, штат Техас, корпорация DELL является сегодня одной из наиболее быстро прогрессирующих компьютерных компаний мира. Входя в престижный рейтинг 500 крупнейших корпораций США (FORTUNE 500), DELL также занимает первое место среди наиболее быстро развивающихся американских компаний. Dell разработал для себя три золотых правила: 1. Никаких запасов продукции. 2. Считаться с мнением покупателя. 3. Все продажи вести на прямую с покупате лем. | |
1990-2000 | Southwest Airlines | Southwest Airlines — американская авиакомпания, основанная в 1971 году. Southwest Airlines — крупнейшая авиакомпания в США и мире по количеству перевезенных пассажиров (1-е место в США и в мире)[2]. Компания базируется в Далласе и эксплуатирует только Боинги-737. Флот компании состоит из 547 самолетов Боинг-737 различных модификаций, которые совершают более 3100 полетов в день Авиакомпания Southwest Airlines — пионер в области снижения издержек в отрасли, — единственный авиаперевозчик США, остающийся прибыльным в течение 25 лет. Она — пример для многих руководителей, которые стремятся достичь высоких уровней производительности и степени удовлетворения запросов потребителей. Заюг успеха Southwest Airlines — энтузиазм ее сотрудников. Стратегическая цель компании была сформулирована как |
331
332
333
334
Продолжение таблицы А.1
2 | 3 |
| my и льготные условия покупки акций за сохранение коммерческой тайны; недоступность исходных кодов для пользователей. Предоставление пользователям бесплатной технической поддержки. |
dol-coms | Бизнес-модель целиком основывалась на работе в рамках сети Интернет. Название про-изогило от английского «dot-com» («точка-сот») — домена верхнего уровня .сот, в котором зарегистрированы преимущественно предприятия. Характерные особенности БМ: - низкая стоимость привлечения заёмного и инвестиционного капитала для любых проек тов, связанных с интернетом. - возникновение огромного количества фирм, которые, используя «Интернет» в качестве магического заклинания, легко получали зна чительные инвестиции от традиционных фи нансовых институтов. |
| Глобальная Сеть, одно из самых замечательных изобретений человечества, уже давно воспринимается обывателями как некий единый объект, Всемирный Разум и Большая Энциклопедия в одном цифровом тюбике. Но на самом деле Интернет, конечно же, разнолик: все его черты, хорошие и плохие — это лишь отражение жизни огромного множества сетевых проектов: популярных и не слишком, обновляющихся и не часто, удачных и не очень, Основной принцип деятельности — привлечь пользователей простотой, скоростью и релевантностью поиска, а затем удержать их с помощью новых дополнительных сервисов. Это позволяет «заработать на себе» привлекая много партнеров. Об этом свидетельствуют финансовые показатели Google,: значительную часть дохода обеспечивают партнерские сайты. |
IKEA | Считается, что в квартире каждой западноевропейской семьи есть хотя бы одна вещь с логотипом IKEA. Это совсем не обязательно мебель. Какой-нибудь аксессуар, |
335
336
Продолжение таблицы А.1
1 | 2 | 3 |
|
| материалов, их оптовой закупки для всей планируемой к выпуску партии, включает все процессы изготовления изделий — почти всегда серийные и поточные, с максимальной оптимизацией и автоматизацией технологических операций. Наконец, она завершается уже в магазинах IKEA, где повсеместно распространена практика «складов самообслуживания», из которых покупатели самостоятельно забирают разобранную и упакованную в плоские коробки мебель. |
337
338
Продолжение таблицы А.2
1 | 2 |
Pay With aTweet | Бизнес-модель PavWithaTweet основана на том. что популярные пользователи социальных сетей могут зарабатывать на том, что они делают целый день абсолютно бесплатно. Созданная годами активности в социальных сетях ценность их аккаунтов может быть конвертирована в деньги. Проще говоря, посетители могут совершать покупки бесплатно — в обмен на размещение в своем твиттере или фейсбуке информации об этом товаре. Эта социальная платежная система использует вирусный эффект, который потом отразится на репутации того, кто его запустил. Впоследствии это можно будет использовать как добавочную ценность при продаже других продуктов. |
Humblebundle | Разработчик инди-игр Wolfire Games предложил пользователям самим решать, какую цену они готовы заплатить за видео игр, и запустил сайт Humblebundle. на котором юзеры могли приобрести целый пакет игр и отдать за него столько, сколько они считают разумным. Более того, создатели сайта пообещали открыть исходный код своих продуктов, если заработают на этом хотя бы 1 миллион долларов. Пользователи могли сами решить, кому из разработчиков игр, входящих в пакет, какую сумму они хотят отдать — при этом было заранее объявлено, что часть денег уйдет на благотворительность. Humblebundle предоставлял покупателям четкую смету — как распределяются деньги между партнерами и организаторами. Предложения были открыты всего по несколько дней — однако общая сумма собранных денег превысила 3 миллиона долларов. |
Возможность ПОКУПОК ВНУТРИ приложений для iPhone и iPad | Пик скачивании бесплатных приложений с возможностью покупки контента внутри пришелся на 2010 год. 6 из 10 приложений для iPhone теперь можно загрузить, не платя ни цента, — прибыль достигается от продаж внутри приложений. Пользователи платят за новые уровни в бесплатных играх, новые объективы в камерах или новые выпуски журнала, скачав первый безвозмездно. Таким образом, валовая прибыль от продаж дополнительныхвозможностей внутри предложений стала достигать 80% и превысила прибыль от продаж самих приложений, внутри которых нет необходимости что-то покупать. |
339
| Продолжение таблицы А.2 |
1 | 2 |
Ouirkv | Сайт предлагает любому изобретателю или дизайнеру воплотить его идею в жизнь — для этого нужно заплатить $99 за аккаунт на Quirky.com. За эти деньги изобретатели получают возможность представить свою идею на сайте — тот продукт, который получит больше всего голосов пользователей, желающих его приобрести, попадет к дизайнерам, разработчикам — а затем и в производство. Созданные продукты сайт затем продает, а доходы отдеятельности онлайн-магазина распределяются между сообществом. 30% прибыли получает сайт, 30% — авторидеи, и еще 30% пропорционально разделяются между так называемымиinfluencers— обычными пользователями,чьи комментарии повлияли на вид и качество итогового продукта. |
AirBnb | AirBnb — это сервис, которые помогает путешественникам найти в других странах людей, у которых они могли бы остановиться на ночь за адекватную цену, а также сдать свое собственное жилье на время отпуска. Платформа позволяет: как искать готовые предложения, так и размещать информацию о сдаче помещения в аренду. Можно найти место с соседями, или отдельную комнату, или даже остановиться в одиночку в целом доме — все зависит от цены, которую пользователи готовы заплатить. Сайт берет комиссию в 12% от стоимости любой сделки, что позволяет и арендаторам, и арендодателям пользоваться услугами сервиса бесплатно. |
Kickstarter | Kickstarter предлагает пользователям скинуться на воплощение идеи, которую они сами могут выдвинуть.Съемка фильма, организация выставки или вечеринки — если посетителю портала нравится идея, сервис предлагает ему возможность поддержать ее деньгами. Таким образом, группа может выпустить альбом, художник — выставиться в галерее, а промоутер — привезти в город любимый коллектив. На сайте устанавливается временной лимит, на протяжении которого средства нужно успеть собрать — и если сумма на протяжении этого времени накоплена небудет, то все деньги вернутся пользователям. Контрибью-торы же за участие в реализации того или иного проекта получают определенные бонусы от его создателей: право первым послушать записанный альбом или получить версию диска с автографом. За 20 долларов можно купить себе место в вечности: имя пользователя будет указано втитрах организованного на его леньги проекта. Kickstarter же забирает свои 5% от общей суммы вложений. |
340
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия