logo search
9 сем

Предприятия

Составляющая

экономическою

потенциала

Формулы, характеризу­ющие составляющую потенииала

Прошлый год

Отчетный год

Темп из­менения,

%

Показа­тель

Бал фак­тора

Финансовый потенциал

Продолжительность одного оборота оборотных акти­вов, дни

8,596

5,767

67,09

д

0

Фондоотдача оборотных активов

7,87

5,21

66,20

с

0

Коэффициент загрузки активов

8,43

6,23

73,90

с

5

Оборачиваемость запа-

СОВ.ДПН

22,29

14,48

64,96

д

1

Материально-технический потенциал

Фондоотдача

4,75

5,72

120,42

с

1

Рентабельность ОФ

2,7

2,9

107,41

G

5

Фондовооруженность

196

210

107,14

С

0

Коэффициент годности

0.12

0.25

208,33

С

1

Коэффициент обновления ОФ

1,33

1,45

109,02

С

2

Организацион­ный потенциал

Сбытовая дея­тельность

Коэффициент оборачивае­мости дебиторской задол­женности, рази

26,7

30,2

113,11

д

1

Период погашения деби­торской задолженности, дни

13,48

11,92

88,41

д

4

Сервисное об­служивание

Рентабельность продаж, %

12,4

13,3

107,26

с

4

Трудовой по­тенциал

Производительность труда

199,3

228,1

114,45

с

4

Коэффициент опережения

2,5

3,4

136,00

с

0

Коэффициент стабильно­сти персонала

0,92

0,97

105,43

с

5

Коэффициент постоянства кадров

0,33

0,25

75,76

с

4

Коэффициент текучести кадров

0,95

0,89

93,68

д

5

Коэффициент численности высококвалифицированных и квалифицированных рабочих в общей их чис­ленности

0,45

0,59

131,11

с

0

353

На следующем этапе с помощью инструмента Сортировка MS Ecxel показатели ранжируются по убыванию (в зависимости от при­своенных баллов) и рассчитывается общая сумма набранных пред­приятием баллов (табл. К.З).

Далее определяется доля фактора и рассчитываются данные Па-рето (кумулятивным итогом).

Таблица К.З Данные для построения диаграммы Парето

Формулы, характеризующие со­ставляющую потенциала

Бал фактора

Доля фактора

Данные Парето

18

Период погашения дебиторской за­долженности, дни

5

11.63

11,63

3

Фондоотдача

5

11,63

23,26

6

Коэффициент годности

5

11,63

34.88

16

Коэффициент оборачиваемости де­биторской задолженности, раз

5

11.63

46,51

12

Коэффициент постоянства кадров

4

9,30

55,81

13

Коэффициент численности высоко­квалифицированных и квалифициро­ванных рабочих в общей их числен­ности

4

9.30

65,12

14

Продолжительность одного оборота оборотных активов, дни

4

9.30

74,42

17

Коэффициент текучести кадров

4

9,30

83.72

9

Производительность труда

2

4,65

88.37

4

Рентабельность основных фондов

1

2,33

90.70

5

Фондовооружен ность

1

2,33

93,02

8

Рентабельность продаж. %

1

2.33

95,35

10

Коэффициент опережения

1

2.33

97.67

11

Коэффициент стабильности персона­ла

1

2,33

100.00

1

Фондоотдача оборотных активов

0

0.00

100,00

2

Коэффициент загрузки активов

0

0.00

100,00

7

Коэффициент обновления основных фондов

0

0.00

100,00

15

Оборачиваемость запасов, дни

0

0,00

100,00

По полученным данным с помощью Мастера Диаграмм строится диаграмма (Мастер диаграмм U нестандартные -> график (гистограм­ма 2), позволяющая отобразить трехосевую диаграмму.

Проводится горизонтальная прямая, соответствующая 80% вкладов факторов до пересечения с графиком Парето и, соответ­ственно на пересечении, вертикальная. Слева от точки пересечения размещены факторы, обеспечивающие 80% результата.

354

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что эффек­тивность экономического потенциала предприятия в целом определя­ется: налаженностью сбытовой деятельности на предприятии (работа с дебиторами), отдачей и годностью основных фондов, квалифициро­ванностью трудового потенциала предприятия. Исходя из этого, для повышения эффективности использования экономического потенци­ала предприятия в первую очередь нужно сконцентрировать на дан­ных факторах.

После выявления проблемы путем построения диаграммы Парето по результатам важно определить причины ее возникновения. Это необходимо для ее решения. При использовании диаграммы Парето для выявления результатов деятельности и причин наиболее распро­страненным методом является АВС-анализ.

Сущность ABC-анализа в данном контексте заключается в опре­делении трех групп, имеющих три уровня важности:

группа А — наиболее важные, существенные проблемы, причи­ны, дефекты. Относительный процент группы А в общем коли­честве дефектов (причин) обычно составляет от 60 до 80%. Со-

355

356

357

358

ПРИЛОЖЕНИЕ М ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ

Таблица М. 1 Основные виды информационных систем и их характеристика

Вид информаци­онной системы

Краткое описание

Оценка адекватности требований к совре­менным информаци­онным системам

Програм­мы

1

2

3

4

Автоматизиро­ванная система управления

(АСУ)

Человеко-машинная си­стема, обеспечиваю-щая автоматизированный сбор и обработку инфор­мации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах че­ловеческой деятельно­сти.

Не отражает требова­ния рационального управления всеми ви­дами ресурсов пред­приятия

Интегрированная

информационная

система (ЛИС)

Система, в результате функционирования кото­рой достигается ограни­ченная увязка всех пото­ков информации и процедур их обработки в соответствии с единым контуром управления, базируется на однократ­ной регистрации исход­ных данных, упорядоче­нии документооборота, организации единого нормативного справоч­ного хозяйства, типиза­ции алгоритмов выпол­нения экономических расчетов и на централи­зации обработки данных.

Не отражает конечных целей информацион­ной системы и необ­ходимости разумного сочетания централиза­ции и децентрализа­ции управления.

Интегрированная система управле­ния (ИСУ)

Совокупность методов и решений для создания интегрированного ин­формационного про­странства управления и обеспечения деятельно­сти предприятия.

Не содержит характе­ристики средств до­стижения интегриро­ванного

информационного пространства.

359

Продолжение таблицы М. 1

1

2

3

4

Система MRP

Система автоматизации процесса планирования потребности в матери­альных ресурсах.

Содержит лишь ча­стичное решение ав­томатизации управ­ления, не определяет современную ин­формационную си­стему.

ИВ; Manufactur­ing; М-2; АС+ Гачакптка; Парус Флаг­ман;

Монополия; Эталон: Альфа: Аккорд;

1С: Производ­ство: I С: Бухгалтерия

Система MRPI1

Интегрированная мето­дология планирования материальных и произ­водственных ресурсов: MRP 11 = MRP + CRP (CRP планирование потребности в мощно­стях)

Не содержит анализ и планирование фи­нансовых ресурсов предприятия из-за чего нарушается комплексность охва­та всех звеньев си­стемы.

«БОСС-

Корпораиия»; PRMS (разра­ботчик Com­puter Associates)

Система ERP

Интегрированная мето­дология управления всеми ресурсами терри­ториального распреде­ления предприятия ERP = MRP II + FRP (FRP планирование потребности в финан­сах)

Не отражает систему поставки и распреде­ления готовой про­дукции

SAP R/3; Baan IY;

Oracle; Applica­tions;

OneWorldJ.D; Edwards; MAX;

IPS (разработ­чик -Industrial & Financial Sys­tems, Швеция)

Система CSRP

Интегрированная мето­дология управления ре­сурсами предприятия, синхронизированная с потребностями рынка (покупателя) CSRP = ERP + Market­ing

Не включает систе­му поставок

SyteLine (разра­ботчик Symix)

360

Продолжение таблицы МЛ

1

2

3

4

Система CSM

Интегрированная мето­дология управления це­почками поставок пред­приятия, по которой сырье превращается в готовое изделие и, за­тем, через систему про­даж, попадает к конеч­ному потребителю CSM = CSRP + постав­ки

Не содержит меха­низма реатизации

Корпоративная

информационная

система (КИС)

Целостный комплекс программно-аппаратных средств и регламентов их функционирования, реализующий все биз­нес-процессы и инфор­мационные потоки предприятия, направ­ленный на адекватное информационное обес­печение и повышение эффективности процесса управления

Наиболее адекватно отражает требования к современным ин­формационным си­стемам

Система IRP

Перспективная концеп­ция, охватывающая все задачи автоматизации предприятии на базе си­стем управления знани­ями и нейронных сетей.

Не содержит меха­низма реализации

Система APS

Представляет собой обобщенную модель и модули, а не интегриро­ванную систему.

Основывается на мо­делировании и под­держке принятия решений.

361

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

ВИДЫ МА ТРИЦ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МА ТРИЧ-НОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В СТРАТЕГИ­ЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

Таблица Н. 1 Применение матриц на различных уровнях стратегического

планирования предприятия

Уровень страте­гического пла­нирования

Виды матриц

1

2

1. Корпоративный уровень

Матрица BCG*

Матрица МСС(соответствие целям, соответствие воз­можностям предприятия). МатрицаSWOTМатрицаGE

Матрица Hofer/SchendelМатрицаShell/DPM

Матрица АОЦстадии жизненного цикла отрасли, отно­сительное положение на рынке) Матрица Портера

Матрица стратегий бизнеса, переживающего спад Матрица основных форм объедине-ний(производственная кооперация, наличие совместной собственности)

Матрица вектора экономического состояния организа-ции(основные показали ФХД предприятия, года) Матрица Томпсона — Стрикленда

2. Бизнес-уровень

Матрица улучшения конкурентной позиции(охват рын­ка, дифференциация)

Матрица дифференциация — относительная эффектив­ность затрат

Матрица эластичности конкурентной реакции на рын-ке(стадии развития отрасли, стратегическое положение организации)

Матрица альтернативных стратегий ценообразования ценности(определяет качество товара в зависимости от цены)

Матрица производительность — инновации /дифференциации.

362

Продолжение таблицы Н. 1

1

2

Матрица группировки товара{ответная реакция сбыта, маржа валовой прибыли)Матрица качество-ресурсоемкость(зависимость качества от ресурсоемко-сти продукта) Матрица воздействие неопределенность

3. Функциональный уровень

Маркетинг

Матрица стратегии расширения марочных се-мейств(отличительные преимущества, сегменты целе­вого рынка)

Матрица осведомленность-отношение к марке това-ра(степень осведомленности, отношение к марке) Матрица маркетинговых каналов(темпы развития рын­ка, ценность добавляемая каналом) Матрица контакт-уровень приспособленияуслуг(степснь контакта персонала с клиентом, уровень приспособления услуг к требованиям клиентов) Матрица диагностики маркетинга(осуществление стра­тегии, стратсгия(верная, неверная))Матрица типов покупательского поведения(степень во­влечения покупателей, степень рациональности) Матрица эволюции конкурентной страте-гии(инновации, производительность) Матрица важность выполнение работы Матрица Блсйка-Моутона

363

Таблица Н.2 Использование матричного инструментария в стратегическом

анализе деятельности предприятия

п/п

Уровни ре­шения задач

Матрица

Основные характеристики

1

3

4

1

Первичный анализ

Матрица SWOT

Анализ сильных и слабых сторон предприятия, воз­можностей и угроз

2

Матрица МСС

Анализ соответствия миссии предприятия и его основных возможностей

3

Матрица вектора эко­номического развития предприятия

Анализ статистических дан­ных

4

Анализ рынка от­расли

Рынок

Матрица BCG

Анализ темпов роста и доли рынка

5

Матрица GE

Анализ сравнительной при­влекательности рынка и кон­курентоспособности

6

Матрица ADL

Анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке

7

Матрица HoferSchendel

Анализ положения среди конкурентов в отрасли и ста­дии развития рынка

8

Матрица Ансоффа («рынок—продукт»)

Анализ стратегии по отно­шению к рынкам и продук­там

9

Матрица Портера (пяти конкурентных сил

Анализ стратегических пер­спектив развития бизнеса

10

Матрица эластичности

конкурентной реакции

на рынке

Анализ действия фирмы по факторам конкурентоспособ­ности товара в зависимости от эластичности реакции приоритетного конкурента по товару

11

Матрица группировки товара

Анализ группировки товара

12

Матрица «Воздействие неопределенность»

Анализ уровня воздействия и степени неопределенности при выходе на новый рынок

364

Продолжение таблицы Н.2

1

2

3

4

13

Отрасль

Матрица Купера

Анализ привлекательности отрасли и силы бизнеса

14

Матрица ShellDPM

Анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в за­висимости от конкуренто­способности

15

Матрица стратегий пе­реживающего слад бизнеса

Анализ конкурентных пре­имуществ в отраслевом окружении

16

Матрица основных форм объединений

Анализ объединения в отрас­левом окружении

17

Анализ диф­ферен­циации

Матрица улучшения конкурентной позиции

Анализ дифференциации и охвата рынка

18

Матрица «Дифферен­циация относительная эффективность затрат»

Анализ дифференциации и относительной эффективно­сти затрат

19

Матрица «Производи­тельность — иннова­ции/ дифференциации»

Анализ инноваций/ диффе­ренциации и производитель­ности

20

Анализ каче­ства

Матрица «Цена— качество»

Позиционирование продукта в зависимости от качества и цены

21

Матрица

«Качество— ресурсо-

ем кость»

Анализ зависимости качества от ресурсоемкости

22

Анализ мар­кетинговой стратегии

Матрица стратегии

расширения марочных

семейств

Анализ зависимости отличи­тельных преимуществ и сег­ментации целевого рынка

23 24

Матрица «Осведом­ленность— отношение к марке товара»

Анализ зависимости маржи валовой прибыли и ответной реакции сбыта

Матрица маркетинго­вых каналов

Анализ зависимости темпов развития рынка и ценности, добавляемой каналом

25 26

Матрица «Контакт— уровень приспособле­ния услуг»

Анализ зависимости уровня приспособления услуг к тре­бованиям клиентов от степе­ни контакта с клиентом

Матрица «Диагностика марке­тинга»

Анализ зависимости страте­гии от осуществления стра­тегии

365

Продолжение таблицы Н.2

1

2

3

4

27

Анализ управления

Руководство

Матрица способов

стратегического

управления

Анализ зависимости стратегии и влияния планирования

28

Матрица модели стратегического ме­неджмента

Анализ зависимости модели менеджмента от типа измене­ний

29

Матрица Херси— Бланшара

Анализ ситуативной модели руководства

30

Матрица «Комбина­ции размерностей стилей руководства университета Огайо»

Анализ комбинаций размер­ностей стилей руководства

31

Матрица «Управлен­ческая решетка»

Анализ типов руководства

32

Персонал

Матрица «Измене­ние— сопротивление в организации»

Анализ зависимости измене­ний, происходящих в органи­зации и сопротивления этим изменениям

33

Матрица влияния оплаты на взаимоот­ношения в группе

Анализ зависимости взаимо­отношений в группе от диф­ференциации оплаты

34

Матрица типов вклю­чения человека в группу

Анализ зависимости отноше­ния к ценностям организации и отношения к нормам пове­дения в организации

35

Матрица «Основные деловые способности»

Анализ рынка и основных де­ловых способностей

36

Матрица «Важность выполнение работы»

Анализ зависимости выполне­ния работы от важности

37

Матрица существую­щих формальных си­стем критерия каче­ства работы

Анализ существующих фор­мальных систем критерия ка­чества работы

38

Матрица результатов управления критери­ями качества работы

Анализ результатов управле­ния критериями качества ра­боты

39 40

Матрица Блейка— Моутона

Анализ зависимости выполне­ния работы от количества лю­дей и от количества задач

Матрица Мак-Дональда

Анализ производительности

366

367

Если необходимые материалы есть в наличии, то кладовщик подготав­ливает накладную на передачу материалов (5), она отправляется в мастерскую. Если материалы отсутствуют на складе, то формируется ведомость на закупку (6), которая уходит директору. Директор связывается с поставщиками и до­говаривается о поставке необходимых материалов на склад. После оплаты счё­та (7) в бухгалтерии закупленные материалы от поставщиков поступают на склад вместе сприходными документами (8).

После выполнения заказа, информация о его готовности (9) поступает из мастерской вмагазин. Продавец связывается с покупателем, сообщает ему,что его заказ выполнен, и договаривается о времени доставки. Документы на получение заказа (10) продавец передает водителю. Водитель подписывает до­кументы уклиента и передает их вбухгалтерию.

В бухгалтерию так же передается предоплата (11) и остаток оплаты заказа (12).

Разработанные дизайнером проекты новых .моделей мягкой мебели (13) передаютсядиректору для утверждения.

Бухгалтерия осуществляет ежемесячные платежи в муниципальные службы: налоги (14), пенсионные начисления работников цеха (15), комму­нальные платежи(16).

Бухгалтерия по мере необходимости доставляет оперативную информа­цию директору (17).

Красными стрелками на схеме показаны контролирующие потоки, кото­рые не предполагают формирования отдельных документов. Это материальный и финансовый контроль бухгалтерии (18), технический контроль над выпол­нением заказа (19) технологического отдела и управленческий контроль (20) директора цеха.

368

Таблица П. 1 Матрица значимости информации в среде функционирования предприятия по уровням управления предприятия ЗАО «НКМЗ»

Элемент информационной модели

Уровни управления

Оперативный

Тактический

Стратегический

1

2

3

4

Потребляемые

факторы производства, X

Сырье и материалы

Фероматериалы

*

*

Чугун

*

*

Стальной лом

*

*

Расходные материалы

*

*

Трудовые ресурсы

Руководство

*

*

*

Специалисты

*

*

Производственные работники

*

*

Вспомогательные работники

*

Информация о потребляемых факторах производства, X'

Сырье и материалы

Фероматериалы

*

*

Чугун

#

*

Стальной лом

*

*

Расходные материалы

*

*

Трудовые ресурсы

Руководство

Президент ЗАО ««НКМЗ»

*

*

*

Председатель правления — ге­неральный директор

*

*

*

Зам. председателя правления — главный инженер

*

*

*

Зам. генерального директора по экономическим вопросам

*

*

*

Зам. генерального директора по финансам и сбыту

*

*

*

Зам. генерального директора по коммерческим вопросам

*

*

*

Зам. генерального директора по производству

*

*

*

Директор производства метал­лургического оборудования

*

*

*

370

Іродолжение таблицы П.2

1

2

3

4

Главный инженер производства металлургического оборудова­ния

*

*

*

Главный конструктор производ­ства металлургического обору­дования

*

*

*

Начальник отдела маркетинга и контрактов производства метал­лургического оборудования

*

*

*

Директор производства валков и энергетического оборудования

*

*

*

Главный инженер производства валков и энергетического обору­дования

*

*

*

Начальник бюро маркетинга и контрактов производства валков и энергетического оборудования

*

*

*

Директор производства горно­рудного и кузнечно-прессового оборудования

*

*

*

Главный инженер производства горнорудного и кузнечно-прессового оборудования

*

*

*

Главный конструктор производ­ства горнорудного и кузнечно-прессового оборудования

*

*

*

Начальник отдела маркетинга и контрактов производства горно­рудного и кузнечно-прессового оборудования

*

*

*

Директор металлургического производства

*

*

*

Главный металлург

*

*

*

Начальник бюро маркетинга и контрактов металлургического производства

*

*

*

Директор производства металло­конструкций

*

*

*

Главный сварщик

*

*

*

Главный технолог

*

*

*

371

Продолжение таблицы П.2

1

2

3

4

Начальник инструментального про­изводства

*

*

*

Начальник финансово-экономического управления

*

*

*

Начальник финансового отдела

*

*

*

Начальник отдела сбыта и таможен­ного декларирования

*

*

*

Начальник коммерческого управле­ния

*

*

*

Начальник отдела маркетинговых коммуникаций

*

*

*

Специалисты

*

*

*

Производственные работники

*

*

Вспомогательные работники

*

Готовая продукция, Y

Сталь

Информация о готовой продукции, У

Сталь высшей категории

*

*

Сталь средней категории

*

*

Сталь нижней категории

*

*

Факторы микро и макросреды, воздействующие на предприятие, W

Факторы макросреды

состояние законодательства

*

*

налоговая политика

*

*

*

покупательная способность населе­ния

*

*

инфляционные процессы

*

*

*

уровень зарплаты населения

*

*

количество безработных

*

*

количество населения Украины

*

*

количество освоенных новых видов продукции

*

*

*

уровень использования совре­менных технологических разработок

*

*

*

уровень конкуренции

*

*

*

отношение общественности к отрас­ли

*

*

Факторы микросреды

управленческий персонал

*

*

*

квалификация и опыт работы со­трудников

*

*

372

Лродолжение таблицы П.2

1

2

3

4

кадровая политика

*

*

продуктивность труда

*

*

уровень мотивации на предприя­тии

*

*

работа по экономическому пла­нированию

*

*

*

инвестиционная привлекатель­ность предприятия

*

*

*

финансовое состояние предприя­тия

*

*

*

ассортимент товаров

*

*

ценовая политика

*

*

уровень организации сбыта про­дукции

*

*

качество реализуемой продукции

*

*

имидж предприятия

*

*

*

организационный климат и куль­тура предприятия

*

*

состояние оборудования и по­мещений

*

*

*

Информация о деятельности п|

эедпрнятия,I

Финансовая отчетность

*

*

*

СМИ

*

*

Устав

*

*

*

Паспорт предприятия

*

*

Штатное расписание

*

*

Приказы, распоряжения

*

*

*

Материалы документальных ре­визий и опросов работников

*

*

373

Таблица П.З Матричная информационная бизнес-модель системы учета заказа ЗАО «НКМЗ»

Наименование Отдел / др. информации субъект

Период

Документ

Поставщики информации

Заказ на произ­водство

Отдел сбыта

по мере по­ступления

Заявка на произ­водство

Соответствие но­менклатуре

отдел сбыта

по мере по­ступления

Номенклатура из­делий

Согласование за­явки

ПЭО

по мере по­ступления

Сопроводительное письмо

Цена заказа

ПЭО

по мере по­ступления

Расчеты в Excel

Согласование за­каза

ПЭО

по мере по­ступления

Плановая кальку­ляция

Потребители информации

Отказ в производ­стве

Клиент

по мере по­ступления

Уведомление о невозможности выполнения зака­за

Согласие на про­изводство

Клиент

по мере по­ступления

Договор

Сведения об вы­полнениях заказа

ПЭО

по мере по­ступления

Отчет

374

375

376

377

378

379

Проведенное ранжирование позволяет сделать однозначный вывод о компетенции торговых предприятий, при определении отдельного вида издержек обращения (по нашему примеру) как совокупности предъявляемых к ним иерархии требований. Этими компетенциями являются, в порядке убывания значи­мости: умение организовать торговый процесс, оптималь­ность ассортимента, удовлетворенность потребительского спроса, время на обслуживание J покупателя и уровень торго­вого оборудования.

380

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Лариска Владимировна ФРОЛОВА Елена Сергеевна КРАВЧЕНКО

ФОРМИРОВАНИЕ

БИЗНЕС-МОДЕЛИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

УЧЕБНИК

(РОСІЙСЬКОЮ МОВОЮ)

Ориї інал-макет підготовлено ТОВ «Центр учбової літерагури»

Підписано до друку 07.09.2012. Формат 60x84 "16

Друк офсетний. Папір офсетний. Гарнітура PelcrsburgClT.

Умови, друк. арк. 21,6.

Видавництво «Центр учбової літератури»

вул. Електриків, 23 м. Київ 04176

тел./факс 044-425-01-34

тел.: 044-425-20-63; 425-04-47; 451 -65-95

800-501-68-00 (безкоштовно в межах України)

e-mail: ofTicc@uabook.com

сайт: www.cul.com.ua

Свідоцтво суб'єкта видавничої справи ДК № 2458 від 30.03.2006