logo search
9 сем

Компетенциями

Характеристика

Компетенции предприятия

Персональные компетенции

Охват

Организация

Индивидуум

Назначение

Стратегические из­менения

Тактические измене­ния

Объект

Бизнес-единица (и больше)

Работник

Точка отсчета

Процессы

Работы

Персональные компетенции (ключевые квалификации, soft skills) как правило, являются логическим следствием ключевых компетен­ций предприятия, бизнес-стратегии и обеспечивающих их реализа­цию бизнес-процессов.

При этом компетенции предприятия не только служат одной из основ построения модели персональных компетенций предприятия, но и могут быть полностью включены в требования к какой-либо конкретной должности. Таким образом, формулировка ключевой компетенции предприятия предшествует построению модели персо­нальных компетенции его сотрудников.

Разработка модели персональных компетенции предполагает определение набора навыков, способностей и умений, которыми Должен обладать сотрудник для реализации тех функций и задач, ко­торых требует его должность и которые подчинены стратегии разви­тия предприятия.

Компетенции обусловлены способностями предприятия, кото­рые, в свою очередь, оперируют ресурсами, а набор ресурсов опреде­ляется требуемыми потребительскими свойствами товаров и услуг. Таким образом, ключевые компетенции расположены на пересечении внутренних условий бизнеса и потребительских предпочтений. По-

309

вышение конкурентоспособности предприятия должно опираться на рекомендации ресурсного подхода по управлению наиболее важными ресурсами, принимающими вид ключевых компетенций. Оригиналь­ные, уникальные ресурсы должны развиваться внутри самого пред­приятия и увязываться в «пакеты» с учетом требований рынка.

Выявление и анализ ключевых компетенций должен охватывать качественную и количественную стороны, то есть оценивать не толь­ко потребительские и рыночные преимущества, но и финансовые па­раметры развития на пути ключевой компетенции. Определение и оценка ключевых компетенций предприятия способствует формиро­ванию эффективной бизнес-модели предприятия и повышению на ос­нове этого результативности деятельности предприятия в целом.

Классификация ресурсов проходит по качественному признаку. Выделяют финансовые, физические, человеческие и организацион­ные ресурсы. К финансовым ресурсам относят собственный и заем­ный капитал, нераспределенную прибыль; физические ресурсы вклю­чают в себя основные фонды: движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, машины и оборудование; человеческие ресурсы складываются из знаний, опыта, квалификации, способности выраба­тывать суждения и принимать риски; организационные ресурсы — это не только история, репутация, установленные взаимоотношения, доверие, но и внутренняя организационная культура.

Способностью является бизнес-процесс любого уровня. Нагляд­но бизнес-процесс можно представить как некую процедуру, органи­зация и управление которой с привлечением необходимых ресурсов позволяет получить из исходного объекта определенный результат.

Предприятие, таким образом, обладает большим количеством способностей, классификация которых становится отдельной задачей. Для упрощения этой задачи можно использовать модель классифика­ции бизнес-процессов, предполагающую их деление на основные, обеспечивающие и бизнес-процессы управления.

В результате последовательно-параллельного выполнения биз­нес-процессов (способностей), составляющих определенным образом построенную бизнес-систему, возможности, существующие в бизнес-пространстве, используются для удовлетворения существующих по­требностей. Именно знания того, как развертывать, организовывать и управлять такой системой и ее элементами, составляют «компетен­ции» (рис. 8.4).

310

процессах, являющиеся источниками достижения бизнес-целей и позволяют преобразовать возможности в реальный результат.

Способности — это физические возможности предприятия вы­полнять набор взаимосвязанных заданий, используя имеющиеся ре­сурсы, с целью достижения определенного практического результата. Способностью является бизнес-процесс любого уровня.

Возможности представлены набором определенных критериев, позволяющих осуществить отдельный бизнес-процесс.

Ресурсы, способности и компетенции предприятия коррелируют между собой, а эффект синергии их сочетания с конкретным видом деятельности (или экономическим показателем: объемом производ­ства (товарооборотом), доходом от реализации, затратами и т.д.) спо­собствуют формированию соответствующего механизма действий при принятии оперативных и стратегических решений (рис. 8.6).

Компетенции (С)

хоров одновременно. Поэтому решение данной задачи возможно на основе использования матричного метода, который позволяет пода­вать информацию разнообразными типами матриц, путем комбина­ции трех признаков: ресурсов, способностей и компетенций.

Исходя из этого, взаимосвязи между факторами «ЗО-модели» оцениваются по трем группам парных отношений:

Данные отношения могут задаваться конкретными значения­ми, параметрами либо определяться экспертным методом по опреде­ленной бальной шкале.

Применение данного подхода к формированию бизнес-модели предприятия позволяет более эффективно обосновывать процессы развития предприятия в целом, повышать эффективность функцио­нирования предприятия в трансформационных условиях рыночной экономики, а также позволяет облегчить процесс определения ключе­вых компетенций предприятия. Это имеет очень важное значение для принятия решений относительно развития предприятия в будущем.