logo search
9 сем

6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия

Широкий спектр возможных направлений использования инфор­мационных моделей (ИМ) в условиях создания и функционирования информационных систем обуславливает необходимость выбора кон­кретных форм их представления в зависимости от объекта моделиро­вания и характера поставленной задачи (рис. 6.11). Таким образом, определив объект моделирования и общее направление его исследо­вания как информационное моделирование; необходимо осуществить выбор конкретного типа информационной модели и ее настройку («привязку») к конкретным условиям моделируемого объекта. Все это необходимо осуществлять, учитывая последующий выбор ин­струментальных методов моделирования, т.к. выбор вида модели и ее параметров в значительной мере определяют характер возможных методов моделирования.

243

Вместе с тем, выбирая конкретные формы ИМ и методы модели­рования, необходимо максимально учитывать, так называемый, «че­ловеческий фактор», исходя, с одной стороны, из ограничений на возможности человека, а с другой стороны, из необходимости макси­мального использования его интеллектуального потенциала.

Жизненный цикл (ЖЦ) продукта, как его определяет стандарт ISO 9004-1, — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.

Все многообразие этих бизнес-процессов можно представить в ви­де прямых и обратных связей поставщика с субпоставщиком и потре­бителем (рис. 6.12).

244

Информационное взаимодействие субъектов, участвующих в под­держке ЖЦ, должно осуществляться в едином информационном про­странстве. В основе концепции единого информационного простран­ства лежит использование открытых архитектур, международных стандартов и апробированных коммерческих продуктов обмена дан­ными.

Первые шаги в организации единого информационного простран­ства были предприняты еще в 80-х годах в оборонном комплексе США. Возникла необходимость в обеспечении оперативного обмена данными между заказчиком, производителем и потребителем воору­жений и военной техники (ВВТ), а также в повышении управляемо­сти, сокращении бумажного документопотока и связанных с ним за­трат.

Данная концепция изначально базировалась на понятия ЖЦ средств ВВТ и охватывала в основном фазы производства и эксплуа­тации. На первоначальном этапе инициатива получила обозначение CALS (Computer Aided Logistic Support — компьютерная поддержка поставок).

Доказав свою эффективность, концепция CALS начала активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы ЖЦ продук­та — от маркетинга до утилизации.

Новая концепция сохранила существующую аббревиатуру (CALS), но получила более широкую трактовку: Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта. Таким образом, идея, воз­никшая в Министерстве обороны США и связанная только с под­держкой логистических систем, быстро превратилась в глобальную бизнес-стратегию перехода на безбумажную электронную техноло­гию и повышения эффективности бизнес-процессов, выполняемых в ходе ЖЦ продукта за счет информационной интеграции и совместно­го использования информации на всех этапах ЖЦ. В настоящее время в мире действует более 25 национальных организаций, координиру­ющих вопросы развития CALS-технологий, в том числе в США, Ка­наде, Японии, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии, Ав­стралии, России а также в рамках НАТО.

В отличие от интегрированной автоматизированной системы управления производством (ИАСУ), CALS-система охватывает все стадии ЖЦ (рис. 6.14).

246

Проектирование и разработка про­дукта

Конструкторс­кая

Модель процес­сов проектиро­вания, разработ­ки продукта

Модель проектно-

конструкторской

среды

Производство или

предоставление

услуг, упаковка и

хранение

Технологическая

Модель процес­сов производства

Модель технологи­ческой среды

Реализация

Сбытовая (цели, условия прода­жи и др.)

Модель процес­сов продаж

Модель среды, в ко­торой осуществля­ются продажи

Установка и ввод в эксплуатацию, техническая по­мощь и обслужи­вание, эксплуата­ция, утилизация

Эксплуатацион­ная

Модель процес­сов эксплуата­ции

Модель эксплуата­ционной среды

С позиций системной архитектуры базовые информационные

модели — это фундамент, на котором могут быть построены автома­тизированные системы управления различного уровня. На основе од­ной и той же модели ЖЦ и бизнес-процессов решаются задачи анали­за эффективности бизнес-процессов и обеспечения качества продукции. Интегрированная модель продукта обеспечивает обмен конструкторскими данными между проектировщиком и производите­лем, является источником информации для расчета потребности в ма­териалах и создания электронных справочников по эксплуатации продукта и т. д.

Применение совместно используемых информационных моделей, являющихся единым источником информации и стандартизованных методов доступа к данным, — основа эффективной информационной кооперации всех участников ЖЦ.

На каждой стадии ЖЦ требуется свой объем данных, определя­емый содержанием решаемых задач (рис.6.15).

248

249

Кроме того, частные информационные модели могут быть сформированы для специфических точек зрения (Например, «управ­ление качеством» или «обеспечение эффективной эксплуатации»).

Каждый класс данных может иметь свой набор «методов» рабо­ты, который образует «технологический» слой программного обеспе­чения — систему (или комплекс систем) управления данными, учиты­вающую их семантику, особенности организации и обеспечивающую высокоуровневый интерфейс обмена с прикладными системами.

Под технологией управления данными понимается комплекс методов, понятий (объектов), информационных моделей, правил ис­пользования, интерфейсов доступа к данным, необходимых и доста­точных для работы с данным классом данных при решении различ­ных задач в ходе ЖЦ изделия (товара).

Преимущества использования CALS-технологий Во многих развитых странах CALS рассматривается как стратегия выживания в рыночной среде, позволяющая:

250

пользованием современных компьютерных технологий и имеющих средства информационной поддержки на этапе эксплуатации;

- обеспечить заданное качество продукции в интегрированной си­стеме поддержки ЖЦ путем электронного документирования всех процессов и процедур.

Матричная модель представляющая собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязи экономических объектов и обладают определенным экономическим смыслом, значе­ния которого вычисляется по установленным в теории матриц прави­лам. Информационные матричные модели используются для отраже­ния взаимосвязи, движения и переработки информации (на уровне документов и показателей), участвующей в системе управления.

Особенностью этих моделей является то, что они, как правило, бывают комбинаторными, т.е. показатели, стоящие на пересечении строк и колонок, показывают лишь наличие или отсутствие связей между элементами информационной системы (отраженные в заголов­ках соответствующих строк и столбцов).

Матричные модели удобны для проведения экономического анализа, поскольку позволяют в простой и наглядной формой отоб­ражать свойства объектов различной природы, а, кроме того, могут быть использованы как средство интеграции (дезинтеграции) инфор­мации по различным аналитическим разрезам.

Существенным преимуществом матричной модели является простота ее внутримашинной интерпретации для ее последующей компьютерной обработки.

В обобщенном виде матричная информационная модель для описания информационных процессов на каком-либо участке (уровне) управления может быть представлена в виде четырех квад­рантов, каждый из которых имеет свое специфическое содержание и назначение (табл. 6.2)

251

252

В квадранте II информационной модели отражается передача документов, разработанных в данном подразделении, в другие под­разделения и внешние организации. Т.е. этот квадрант предназначен для отражения всех исходящих связей данного подразделения.

В квадранте Шинформационной модели отражаются все доку­менты, поступающие в данное подразделение извне и используемые для формирования всей необходимой документации в этом подразде­лении. Т.е. в этом квадранте характеризуется все входные связи дан­ного подразделения с другими подразделениями и организациями в плане получения всей исходной информации.

Квадрант Л7 отражает все входящие документы, которые ис­пользуются в данном подразделении и затем передаются в другие подразделения и организации. Следовательно, квадрант IV характери­зует все «проходящие» через данное подразделение документы.

Таким образом, данная матричная модель (табл. 6.2), являясь с одной стороны, «прозрачной» с точки зрения ее формирования для специалиста управления, с другой стороны, обеспечивает адекватное формализованное представление IT-специалисту исходной информа­ции для последующей обработки и анализа в целях совершенствова­ния системы управления.

Другой распространенной формой ИМ является отображение информационных процессов в виде ориентированных графов представляющих собой некое множество элементов («вершин» гра­фа), наличие и характер взаимосвязей между которыми отображаются с помощью направленных линий («дуг» и «петель»). Обычно с помо­щью вершин графа характеризуют: отдельные информационные еди­ницы (на уровне документов и показателей) или отдельных исполни­телей информационного процесса (на уровне подразделений и непосредственно работников аппарата управления), при этом соеди­няющие их дуги соответственно могут отражать информационно-алгоритмические и технологические связи между ними. Причем оба этих вида граф-моделей, архитектурно не являясь идентичными друг ДРУГУ? тем не менее, могут быть «спроецированы» друг на друга. Та­кая консолидация этих граф-моделей позволяет конкретизировать ха­рактер обработки информации с точки зрения его «привязки» к месту в структуре аппарата управления и конкретному исполнителю-специалисту управления.

По сравнению с матричными моделями граф-модели наиболее Удобны для отображения и анализа: динамики информационных про-

253

254

Одним ііз важнейших моментов при проектировании ИС с по­мощью технологии SADT-моделирования является строгая согласо­ванность типов связей между функциями (блоками) по отношению к связывающим их данным. Все блоки диаграммы имеют свои иденти­фикационные номера и могут быть детализированы с помощью диа­грамм более низкого уровня, образуя тем самым иерархию диаграмм, что естественно облегчает процесс их построения, анализа и преобра­зования.

Таким образом, на сегодня наиболее эффективным средством мо­делирования ИС является информационные модели, представленные в матричной форме и форме ориентированных графов. Это объясня­ется:

У возможностью их аналитической обработки (в том числе и с помощью компьютеров) благодаря наличию достаточно хорошо раз­работанного математического аппарата на основе теории матриц и теории графов;

> наконец, матричные модели и граф-модели обладают большой «гибкостью» (в плане приспособления к новым целям и способам ор­ ганизации технологических процессов обработки информации).

255

256

Облачные вычисления технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.

Информационная бизнес-модель может быть представлена: на основе жизненного цикла продукта; в виде матричной: на основе граф-модели и SADT-модели.

  1. Брукс П. Метрики для управления ИТ-услугами [Текст]. Пер. с англ. — М. «Альпина Бизнес Букс», 2008.

  2. Демин А.И. Информационная теория экономики. Макромодель [Текст]. — 2-е изд., стер. — М. : КомКнига, 2007. —347с.

  1. Blechar M.J., «BPA, UML and Database Design Modeling Tools Are Converging Into Suites» , Gartner, 4 May 2006

  2. cloudcomputingexpo.com/

  3. http://habrahabr.ru/blogs/Azure/60100/

  4. O'Reilly Tim «Web 2.0 and Cloud Computing» ra-dar.oreilly.com/2008/10/web-20-and-cloud-computing.html

  5. Rittinghouse J. W., J. F. Ransome — «Cloud Computing: Imple­mentation, Management, and Security»

  6. Дэвид А. Марка и Клемент МакГоуэн «Методология структур­ного анализа и проектирования» [Текст]. Электронная книга, 2004.

  7. Интернет-университет информационных технологий, курс «Проектирование информационных систем». [Электронный ре­сурс]. Режим доступа: http://www.intuit.rU/department/se/devis/l/.

10. Коваль Д., Полукеев О., «Моделирование бизнеса и архитекту­ ра информационной системы» [Текст] // Системы Управления Базами Данных # 4/95 стр. 81-95.

257

  1. Позикова А.Н., Чучко Н.А., Дубницкий В.И. Информационный менеджмент [Текст]: Учеб. пособие / Донецкий экономико-гуманитарный ин-т. Кафедра международной экономики. — Донецк : Юго-Восток, 2006. — 145 с.

  2. Маклеод Г. (Hugh Macleod) «Самый хорошо охраняемый сек­рет Облаков» technorati.com/posts/lv3vwaZ9hbuGSZxJQselqa-VSlj29LQGjWyRkNoZ4bO%3D?reactions

  3. Микро Квазар «Инструменты моделирования Архитектуры Организации (Enterprise Architecture tools)». [Электронный ре­сурс]. Режим доступа: http://www.kvazar-micro.com

  4. Моисеева Н.К., Костина Г.Д, Кнышева М.В. Информационный маркетинг [Текст]: Учеб. пособие по спец. «Маркетинг» и «Ме­неджмент организации» / Московский гос. ин-т электронной техники (Технический ун-т). — М., 2001. — 163с.

15.0йхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжини­ринг организаций и информационные технологии [Текст]. — М.: Финансы и статистика, 1997, стр. 72.

  1. Решения для моделирования и анализа бизнес-процессов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casewise.ru/

  2. Риз Джордж. Облачные вычисления/ пер. с англ. О. Кокоре­вой. — Сп.б: БХВ-Петербург, 2011. — 288 с.

  3. Фингар П. Dot.Cloud: облачные вычисления — бизнес-платформа XXI века / пер. с англ. Захаров А.В. — М.: Аквама­риновая книга, 2011. — 256 с.

  1. Обоснуйте значение информации в деятельности предприятия.

  2. Что Вами понимается по информа­цией? И каких видов она может быть по отношению к пользователю?

  3. Почему отношение к информации из­менилось по мере развития экономи­ки?

  4. Что представляют собой информа­ционные барьеры и как предприятие может их преодолеть?

5. В чем сущность информационной бизнес-модели предметной области?

258

  1. Приведите примеры моделей данных логического и физического уровней?

  2. Какие элементы включает информационная модель предметной области?

  3. Охарактеризуйте элементы информационного обеспечения.

  4. На каких этапах базируется управленческое решение предпри­ятия, деятельность которого базируется на информационной бизнес-модели ?

  5. Под влиянием каких тенденций формируется информационная среда экономической деятельности предприятий?

  6. Перечислите составляющие и раскройте их содержание модели предприятия в информационной среде.

  7. Что представляет собой информационная система предприя­тия? Какова их миссия?

  8. Какая информация используется на различных уровнях управле­ния?

  9. Охарактеризуйте сущность и особенности подсистем инфор­мационной системы предприятия.

  10. Что представляет собой система обработки данных?

  11. В каком виде обычно представляется база данных?

  12. Назовите основные этапы развития информационных систем по видам управляемых ресурсов.

  13. Какие системы управления базами данных получили широкое распространение в современных условиях? Охарактеризуйте их.

  14. Какие существуют формы представления информационной бизнес-модели? Охарактеризуйте преимущества и недостатки каждой из форм?

І.Что понимают под информацией?

а) форма существования и систематиза­ции результатов познавательной дея­тельности человека, которая помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различ­ные проблемы, возникающие в её процессе;

259

б) сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях процессах и т.п.), которые уменьшают имеющуюся степень не­ определенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями;

в) совокупность представлений и правил вывода о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также прави­ лах использования их для принятия решений.

2. Что предполагает информационный барьер?

а) является формой преткновения между объектом, передающим со-

общение, и тем, кто принимает его;

б) факторы, препятствующие конкурентам проникнуть на опреде­ ленный рынок;

в) символизирует противоречие между информационными запроса­ ми общества и техническими возможностями их обеспечения.

3. Выберите последовательность этапов для принятия управленческого решения предприятия, деятельность которого основана на информационной бизнес-модели:

а) построение информационной бизнес-модели изучаемого явления или процесс, сбор и хранение информации о бизнес-процессе или явлении, принятие окончательно решения относительно постав­ ленной задачи;

б) проверка построенной модели на конкретность данных (возможна корректировка модели), построение информационной бизнес- модели изучаемого явления или процесса, принятие окончательно решения относительно поставленной задачи;

в) анализ полученных данных, Привлечение современных методов и технологий обработки имеющейся информации (компьютерные сети, системы управления базами данных (СУБД), новейшее про­ граммное обеспечение/прикладные программы), принятие окон­ чательно решения относительно поставленной задачи.

4. Какова цель предприятия как активного агента?

а) заставить предприятие занять место, при котором его польза для среды наибольшая;

б) обеспечить предприятию наилучшие условия существования в среде;

в) занять конкурентное место на рынке.

260

5. Что понимают под базами данных?

а) это некоторое подобие электронной картотеки, электронного хра­ нилища данных, которое хранится в компьютере виде одного или нескольких файлов;

б) организация информации, размещения ее в таблицы и манипуля­ ции с нею;

в) это те технологии и программные средства, которые позволяют пере-

работать определенным образом имеющуюся информацию и явля­ются частью общей информационной модели предметной области.

6. Что представляет собой информационная система ERP?

а) интегрированная методология управления ресурсами предприя­ тия, синхронизированная с потребностями рынка (покупателя);

б) интегрированная методология планирования материальных и про­ изводственных ресурсов;

в) интегрированная методология управления всеми ресурсами тер­ риториального распределения предприятии.

7. Какие стадии жизненного цикла продукта охватывает И АСУ?

а) закупка, производства, упаковка, реализация, проектирование продукции, установка и ввод в эксплуатацию;

б) закупка, производства, упаковка, реализация, проектирование продукции, установка и ввод в эксплуатацию, маркетинг и изуче­ ние рынка, утилизация;

в) закупка, производства, упаковка, реализация.

8. Что понимают под миссией информационной системы?

а) предоставление нужной для предприятия информации для обеспе­ чения эффективного управления всеми его ресурсами, создание информационной и технологической среды для осуществления управления предприятием;

б) это краткое выражение основной информационной цели предпри­ ятия, четко сформулированная причина его существования;

в) стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существо­ вания, общепризнанное предназначение предприятия.

9. Что понимают под предметной областью?

а) форма бизнес-исследования, которая фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике;

261

б) называется часть реальной системы, представляющая интерес для данного исследования;

в) модель данных нескольких уровней исследования.

10. Что понимают под информационной функцией?

а) совокупность компьютерно-программных средств и пользователей

информационных ресурсов, объединенных единым информаци­онным каналом с целью эффективной обработки и передачи ин­формационных потоков;

б) целенаправленный специализированный вид управленческой дея­ тельности, генерируемый информационной системой и характе­ ризующийся однородностью действий с информацией любого вида;

в) представляет собой действие, не подлежащее дальнейшей деком­ позиции в рамках информационной процедуры и направленное на преобразование или передачу информации.