logo search
9 сем

1.1. Сущность бизнес-модели предприятия

В рыночных условия хозяйствования предприятие все время находится в поисках: собственной ниши, собственной уникальности, соизмеряя свои цели со своими возможностями для достижения соб­ственных целей. Иными словами, в поисках собственной уникальной бизнес-модели.

Бизнес — деятельность, дело, приносящее доход или другую материальную выгоду.

Модель (фр. modele, от лат. modulus — мера, аналог, образец) — отображение, копия, схема, макет, изображение, некоторый матери­альный или мысленно представляемый объект или явление, замеща­ющий упрощением оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства.

Моделью может быть серийный повторяемый проект имеющий набор определённых, свойственных только данной модели парамет­ров и характеристик. Это делается даже в одном ряду изделий (проек­тов).

При определении сущности понятия «бизнес-модель» выде­ляют 2 подхода.

  1. ориентированный на бизнес-процессы/роли (подход, направ­ленный внутрь предприятия).

  2. ориентированный на ценность/клиента (подход, направлен­ный на внешнее окружение предприятия);

Первый подход связан с рассмотрением деятельности предприя­тия с точки зрения бизнес-процессов и технологий (фокус внимания направлен внутрь предприятия).

Второй подход, напротив, предусматривает ориентацию на цен­ность, которую предприятие создает для внешних клиентов, а также на результаты деятельности.

Бизнес-модель позволяет получить ответ на вопросы: что и как необходимо делать, чтобы достичь желаемого результата.

Ключевыми элементами бизнес-модели любого предприятия, определяющими ее содержание, являются:

14

15

16

Бизнес-модели могут создаваться:

Бизнес-модели могут применяться в следующих случаях (рис. 1.1):

Обычно бизнес-модель формируется в целях усовершенствования процесса управления, когда руководство понимает, что предприятие должно перейти на новую ступень развития, например повысить ка­чество производимой продукции или оказываемых услуг, выйти на внешний рынок и т. п.

Отвечая на вопросы: ЧТО и КАК необходимо делать, чтобы до­стичь желаемого результата, бизнес-модель позволяет выработать

единое представление о механизме работы предприятия.

К тому же, ошибочно полагать, что бизнес-модель — это просто комплект документов, описывающий только бизнес-процессы пред­приятия.

Бизнес-модель формируется исходя из целей развития предпри­ятия, определяющих состав всех базовых компонентов бизнес-модели (сквозных бизнес-процессов), которые в совокупности представляют определенную методологическую платформу (рис. 1.2):

Исходя из базовых компонентов бизнес-модели, выделяют наиболее устоявшийся перечень атрибутов, которые бизнес-модель должна описывать:

. воздействия, инициирующие каждый шаг бизнес-процесса;