1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
В рыночных условия хозяйствования предприятие все время находится в поисках: собственной ниши, собственной уникальности, соизмеряя свои цели со своими возможностями для достижения собственных целей. Иными словами, в поисках собственной уникальной бизнес-модели.
Бизнес — деятельность, дело, приносящее доход или другую материальную выгоду.
Модель (фр. modele, от лат. modulus — мера, аналог, образец) — отображение, копия, схема, макет, изображение, некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий упрощением оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства.
Моделью может быть серийный повторяемый проект имеющий набор определённых, свойственных только данной модели параметров и характеристик. Это делается даже в одном ряду изделий (проектов).
При определении сущности понятия «бизнес-модель» выделяют 2 подхода.
ориентированный на бизнес-процессы/роли (подход, направленный внутрь предприятия).
ориентированный на ценность/клиента (подход, направленный на внешнее окружение предприятия);
Первый подход связан с рассмотрением деятельности предприятия с точки зрения бизнес-процессов и технологий (фокус внимания направлен внутрь предприятия).
Второй подход, напротив, предусматривает ориентацию на ценность, которую предприятие создает для внешних клиентов, а также на результаты деятельности.
Бизнес-модель позволяет получить ответ на вопросы: что и как необходимо делать, чтобы достичь желаемого результата.
Ключевыми элементами бизнес-модели любого предприятия, определяющими ее содержание, являются:
ценность для внешних клиентов, которую предлагает предприятие на основе своих продуктов и услуг;
система создания этой ценности, включающая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;
14
15
16
Бизнес-модели могут создаваться:
для определенного продукта или услуги (группы однородных продуктов (услуг);
для предприятия в целом;
для группы предприятий или холдинга.
Бизнес-модели могут применяться в следующих случаях (рис. 1.1):
Обычно бизнес-модель формируется в целях усовершенствования процесса управления, когда руководство понимает, что предприятие должно перейти на новую ступень развития, например повысить качество производимой продукции или оказываемых услуг, выйти на внешний рынок и т. п.
Отвечая на вопросы: ЧТО и КАК необходимо делать, чтобы достичь желаемого результата, бизнес-модель позволяет выработать
единое представление о механизме работы предприятия.
К тому же, ошибочно полагать, что бизнес-модель — это просто комплект документов, описывающий только бизнес-процессы предприятия.
Бизнес-модель формируется исходя из целей развития предприятия, определяющих состав всех базовых компонентов бизнес-модели (сквозных бизнес-процессов), которые в совокупности представляют определенную методологическую платформу (рис. 1.2):
бизнес-функции, описывающие, ЧТО делает бизнес;
бизнес-процессы, описывающие, КАК предприятие выполняет свои бизнес-функции;
организационная структура, определяющая, ГДЕ исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;
фазы, определяющие, КОГДА (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;
роли, определяющие, КТО исполняет бизнес-процессы;
Исходя из базовых компонентов бизнес-модели, выделяют наиболее устоявшийся перечень атрибутов, которые бизнес-модель должна описывать:
. воздействия, инициирующие каждый шаг бизнес-процесса;
исполнители каждого шага (это могут быть как люди, так и программы и механизмы);
воздействия, регламентирующие данный шаг (законодательные акты, рыночные условия и т. п.);
результат, получаемый на выходе конкретного шага бизнес-процесса.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия