Гистограмма
Назначение метода. Применяется везде, где требуется проведение анализа точности и стабильности процесса, наблюдение за качеством продукции, отслеживание существенных показателей производства. Гистограмма — один из инструментов статистического контроля качества. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил гистограммы в состав семи методов контроля качества.
Цель метода. Контроль действующего процесса и выявление проблем, подлежащих первоочередному решению.
Суть метода. Один из наиболее распространенных методов, помогающих интерпретировать данные по исследуемой проблеме.
Благодаря графическому представлению имеющейся количественной информации, можно увидеть закономерности, трудно различимые в простой таблице с набором цифр, оценить проблемы и найти пути их решения.
План действий
Собрать данные для измеряемых (контролируемых) параметров действующего процесса.
Построить гистограмму.
Проанализировать гистограмму:
определить тип распределения данных (нормальное, несимметричное, бимодальное и т. д.);
выяснить вариабельность процесса;
при необходимости осуществить анализ нормального распределения с использованием математического аппарата.
154
4. Ответить на вопрос: «Почему распределение именно такое, и о чем это говорит?»
Особенности метода. Для осмысления качественных характеристик изделий, процессов, производства (статистических данных) и наглядного представления тенденции изменения наблюдаемых значений применяют графическое изображение статистического материала, т.е. строя гистограмму распределения.
Гистограмма — один из вариантов столбиковой диаграммы, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания в определенный (заранее заданный) интервал.
Порядок построения гистограммы
Гистограмма позволяет оценить состояние качества. Гистограмма представляет собой столбчатый график, построенный по полученным за определенный период (час, неделю, месяц) данным, которые разбиваются на несколько интервалов. Число данных, попавших в каждый из интервалов (частота), выражается высотой столбика.
Основные этапы построения гистограммы
Собрать данные, выявить максимальное и минимальное значения и определить диапазон (размах) гистограммы.
Разделить полученный диапазон на интервалы, предварительно определив их число (обычно 5-20 в зависимости от числа показателей) и определить ширину интервала.
Распределить все данные по интервалам в порядке возрастания: левая граница первого интервала должна быть меньше наименьшего из имеющихся значений.
Подсчитать частоту каждого интервала.
Вычислить относительную частоту попадания данных в каждый из интервалов.
Построить гистограмму по полученным данным — столбчатую диаграмму, высота столбиков которой соответствует частоте или относительной частоте попадания данных в каждый из интервалов:
наносится горизонтальная ось, выбирается масштаб и откладываются соответствующие интервалы;
строится вертикальная ось, на которой также выбирается масштаб в соответствии с максимальным значением частот.
155
Дополнительная информация:
Структуру вариаций легче увидеть, когда данные представлены графически в виде гистограммы.
Прежде чем сделать выводы по результатам анализа гистограмм, убедитесь, что данные представительны для существующих условий процесса.
Не делайте выводов, основанных на малых выборках. Чем больше объем выборки, тем больше уверенность в том, что три важных параметра гистограммы — ее центр, ширина и форма— представительны для всего процесса или группы продукции.
Для каждой структуры вариаций (типа распределения) существуют свои интерпретации.
Интерпретация гистограммы — это всего лишь теория, которая должна быть подтверждена дополнительным анализом и прямыми наблюдениями за анализируемым процессом.
Достоинства метода:
Наглядность, простота освоения и применения.
Управление с помощью фактов, а не мнений.
156
. Позволяет лучше понять вариабельность, присущую процессу, глубже взглянуть на проблему и облегчить нахождение путей ее решения. Недостатки метода. Интерпретация гистограммы, построенная по малым выборкам, не позволяет сделать правильные выводы.
Особенности применения. Гистограмма применяется главным образом для анализа значений измеренных параметров, но может использоваться и для расчетных значений. Благодаря простоте и наглядности гистограммы нашли применение в различных областях:
для анализа сроков получения заказа (за контрольный норматив принимается срок поставки согласно договору);
для анализа времени реагирования группы обслуживания от момента получения заявки от клиента, времени обработки рекламации от момента ее получения и т.д.;
для анализа значений показателей качества, таких как размеры, масса, механические характеристики, химический состав, выход продукции и т.д. при контроле готовой продукции, при приемочном контроле, при контроле процесса в самых разных сферах деятельности;
для анализа чистого времени операций, времени износа режущей поверхности и т.д.;
для анализа числа бракованных изделий, числа дефектов, числа поломок и т.д.
Ожидаемый результат. Собранные данные служат источником информации в процессе анализа с использованием различных статистических методов и выработке мер по улучшению качества процессов.
Данный метод является эффективным инструментов обработки данных и предназначен для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических процессов, анализа работы отдельных исполнителей и агрегатов.
ДИАГРАММА РАЗБРОСА {РАССЕИВАНИЯ)
Назначение метода. Применяется в производстве и на различных стадиях жизненного цикла продукции для выяснения зависимости между показателями качества и основными факторами производства.
Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму разброса в состав семи методов контроля качества.
157
Цель метода. Выяснение существования зависимости и выявление характера связи между двумя различными параметрами процесса.
Суть метода. Диаграмма разброса — инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных. Эти две переменные могут относиться к:
характеристике качества и влияющему на нее фактору;
двум различным характеристикам качества;
двум факторам, влияющим на одну характеристику качества.
При наличии корреляционной зависимости между двумя факторами значительно облегчается контроль процесса с технологической, временной и экономической точек зрения.
Диаграмма разброса в процессе контроля качества используется также для выявления причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов.
План действий. Для выяснения влияния одной переменной на другую следует собрать необходимые данные и внести их в листок регистрации. По полученным данным построить диаграмму разброса и провести анализ диаграммы. Иногда желательно получить количественную оценку тесноты или силы связи между случайными величинами.
Особенности метода. Диаграмма разброса — это точечная диаграмма в виде графика, получаемого путем нанесения в определенном масштабе экспериментальных, полученных в результате наблюдений точек. Координаты точек на графике соответствуют значениям рассматриваемой величины и влияющего на него фактора. Расположение точек показывает наличие и характер связи между двумя переменными (например, скорость и расход бензина, или выработанные часы и выход продукции).
По полученным экспериментальным точкам могут быть определены и числовые характеристики связи между рассматриваемыми случайными величинами: коэффициент корреляции и коэффициенты регрессии.
158
Правила построения диаграммы разброса.
Диаграмма рассеяния строится как график зависимости между двумя параметрами. Если на этом графике провести линию медианы, он позволяет легко определить, имеется ли между этими двумя параметрами корреляционная зависимость.
Основные этапы построения:
Определить, между какими парами данных необходимо установить наличие и характер связи. Желательно не менее 25-30 пар данных.
Для сбора данных подготовить бланк таблицы (листок регистрации), предусмотрев в нем графы для порядкового номер наблюдения і; независимой переменной характеристики, называемой аргументом х; зависимой переменной, называемой функцией (откликом) у.
159
По результатам наблюдения заполнить листок регистрации данных.
По полученным данным построить график в координатах х-у и нанести на него данные. Длина осей, равная разности между максимальными и минимальными значениями для х и у, по вертикали и по горизонтали должна быть примерно одинаковой, тогда диаграмму будет легче читать.
Нанести на диаграмму все необходимые обозначения. Данные, отраженные на диаграмме, должны быть понятны любому человеку, а не только тому, кто делал диаграмму.
В этом случае при осуществлении контроля причинных факторов х (откликов) характеристика у (функция) будет оставаться стабильной.
Дополнительная информация:
Следует отметить, что если две переменные кажутся связанными, это не означает, что они таковыми являются.
Если данные не кажутся связанными, это не означает, что они не связаны: просто приведено недостаточно данных или данные следует разбить по классам и построить по каждому классу свою диаграмму, а возможно допущена большая ошибка при измерении и т.д.
Достоинства метода. Наглядность и простота оценки связей между двумя переменными.
Недостатки метода. К оценке диаграммы следует привлекать тех, кто владеет информацией о продукции, чтобы исключить неправильное использование этого инструмента.
Ожидаемый результат. Принятие решения о проведении необходимых мероприятий на основании анализа диаграммы разброса.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия