logo search
9 сем

Предисловие

Трансформационные условия хозяйствования, периодические ко­лебания финансовых рынков, которые изменяют скорость и направ­ления движения капитала, интернационализация бизнеса, обострение конкуренции между национальными и иностранными производите­лями, развитие информатизации, появление новых видов рисков в предпринимательской деятельности, которые имеют не только эко­номическую, но и социальную и политическую природу необходи­мость формирования устойчивых конкурентных условий и быстрой адаптации к действующей конкурентной среде радикально повлияли на деятельность предприятия. Современное бизнес-пространство ха­рактеризуется возникновением быстрых изменений в разных аспек­тах деятельности какого-либо предприятия.

Сегодня сохранять конкурентное преимущество большинству предприятий становиться все сложнее. Предприятия всего мира нахо­дятся в поиске новых рычагов, задействовав которые можно занять лидирующие позиции на рынке. Высокое качество, выстроенная си­стема бизнес-процессов и другие факторы поддержания конкуренто­способности становятся своего рода «минимальной ценой» присут­ствия на глобальном рынке. В данных условиях особенно актуальным является обеспечение эффективного функционирования хозяйствую­щих субъектов, подтверждением которого является увеличение ры­ночной стоимости предприятия. Решение вопросов повышения эффек­тивности деятельности предприятий невозможно без формирования их действенной бизнес-модели.

Бизнес-модель относится к числу новых концепций современного предпринимательства и стратегического управления. Интерес к биз­нес-моделям в научных и исследовательских кругах проявился срав­нительно недавно — в середине 1990-х гг. Несмотря на определен­ный прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, эта область исследования содержит еще много нерешенных вопросов и проблем­ных областей. Отсутствие единого взгляда на понимание бизнес-модели, неразработанность концептуальных и методологических

7

подходов к формированию и анализу бизнес-моделей существенно затрудняют практическое использование этой концепции в деятель­ности предприятий.

Формирование бизнес-модели предприятия как область исследо­ваний и учебная дисциплина представляет собой один из аналитиче­ски сложных разделов экономики предприятия. Дисциплину «Фор­мирование бизнес-модели предприятия» рекомендуется преподавать на образовательно-квалификационном уровне «Бакалавр» по направ­лению подготовки «Экономика предприятия», но она может пред­ставлять интерес для всех экономических направлений.

Дисциплина «Формирование бизнес-модели предприятия» за­нимает важное место в подготовке специалистов по экономике. Для успешного усвоения, изложенного в учебнике материала, необходи­мы знания ряда фундаментальных и профессионально-ориен­тированных дисциплин, изучение которых предусмотрено ОПП по отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство». Это, в частности, «Политэкономия», «Микроэкономика», «Макроэкономи­ка», «Экономика предприятия», «Стратегия предприятия», «Менедж­мент», «Потенциал и развитие предприятия» и др.

Методический аппарат и инструментарий бизнес-моделирования базируется на способах, методах и инструментах, изученных в дисци­плинах «Информатика», «Статистика», «Экономико-математическое программирование», «Эконометрия», «Экономический анализ», «Маркетинг», «Прикладное программное обеспечение» и др.

Целью данного учебника является раскрытие теоретико-методологических основ и практического инструментария формиро­вания бизнес-модели предприятия, что является базовой платформой создания компетенций студентов по выбору, тестированию и грамот­ному использованию эффективной бизнес-модели на предприятиях.

Главный акцент при изложении материала сделан на освещении актуальных аспектов формирования действенной бизнес-модели предприятия с учетом различных подходов. Общее системное пони­мание различных подходов к формированию бизнес-модели предпри­ятия позволит дать ответ на три ключевые вопроса, являющиеся сердцевиной бизнеса и фундаментом делового мышления:

в чем заключается сущность бизнеса?

каковы его перспективы?

как предприятие собирается позиционировать себя на рынке и за­рабатывать деньги?

8

Структура учебника подчинена внутренней логике дисциплины: сначала раскрывается сущность бизнес-модели предприятия (тема 1), а затем (в темах 2-8) рассматриваются различные подходы к ее фор­мированию (процессный, ресурсный, информационный, матричный, компетентностный). Каждая из восьми тем учебника представляет собой методический комплекс, включающий:

В первой теме «Теоретические аспекты формирования биз­нес-моделей предприятия» раскрывается сущность бизнес-модели предприятия с учетом различных подходов к рассмотрению дефини­ций данного термина, определена взаимосвязь между бизнес-моделью и стратегией, рассмотрены базовые компоненты бизнес-модели, составляющие ее методологическую платформу. Детально изложена классификация бизнес-моделей предприятия и рассмотрена эволюция известных бизнес-моделей, привлекающих к себе внимание и вызывающих живой интерес практиков. Рассмотрены особенности формирования бизнес-модели с учетом бизнес-целей и направлений деятельности предприятия.

Вторая тема «Процессная бизнес-модель предприятия» по­священа изучению особенностей формирования процессной бизнес-модели предприятия. Изучена эволюция организации бизнеса и выде­лены особенности функционального и процессно-ориентированного управления предприятием. Особенности формирования процессной бизнес-модели раскрыты с учетом основных положений известных теорий А. Файоля, и Э. Дьоминга. Детально обоснована необходи­мость регламентации и оптимизации бизнес-процессов. Для лучшего понимания особенностей формирования процессной бизнес-модели авторами приведена развернутая классификация бизнес-процессов и

9

примеры их идентификации. Предложены основные этапы управле­ния бизнес-процессами предприятия, реализация которых показана на конкретных практических примерах. Приведена методика оценки эффективности функционирования бизнес-процессов предприятия, позволяющая сформировать навыки выявления проблемных мест, обоснования и принятия решений в управлении предприятием.

Целью третьей темы «Основы моделирования бизнес-процессов» является раскрытие основ моделирования бизнес-процессов и особенностей использования современных методологий моделирования бизнес-процессов: SADT, IDEFO, DFD, DFD в нота­циях Гейна-Сарсона и Йордана-Де Марко, IDEF3; PFDD и OSTN диа­граммах в стандарте IDEF3, используемых при формировании про­цессной бизнес-модели предприятия.

Актуальной является четвертая тема «Методология управле­ния качеством бизнес-процессов», в которой раскрыты особенности использования современных концепций постоянного совершенство­вания: «Канбан» «Бережливое производство»; «ТРМ» «Кружки кон­троля качества»; Цикл PDCA, «Шесть сигм»; «5S». Для организации эффективного управления качеством бизнес-процессов представлены особенности использования в практике деятельности предприятий «семь инструментов контроля качества»: контрольные листы; гисто­грамма; диаграмма разброса (рассеивания); контрольная карта; диа­грамма стратификации; диаграмма Исикавы, диаграмма Парето.

В пятой теме «Ресурсная бизнес-модель предприятия» рас­крыта сущность, определены особенности использования и раскрыты основные концепции ресурсного подхода, основывающейся на утверждениях Б. Вернерфельта, детально охарактеризованы качества ресурсов VRIN, выделенные Дж. Барни. Приведены виды и состав ресурсов предприятия, а также усовершенствованная авторами клас­сификация ресурсов. Выделенные задачи и определенные авторами особенности ресурсов для бизнеса позволяют сформировать подход к рассмотрению ресурсной бизнес-модели с учетом зависимости ре­зультативности бизнеса от ресурсов. Представленный процесс управ­ления предприятием на основе ресурсной бизнес-модели и предло­женный методический инструментарий оптимизации распределения сырьевых ресурсов, позволит получить навыки формирования эффек­тивной ресурсной бизнес-модели, дающей возможность предприятию не только удержать позиции на рынке, но и обеспечить устойчивое

10

конкурентное преимущество отечественных предприятий на равных с грандами европейского ретейла.

Пятая тема «Информационная бизнес-модель предприятия»

содержит основные понятия и элементы информационной бизнес-модели. Для понимания особенностей формирования информацион­ной бизнес-модели раскрыта сущность и определены основные эле­менты предметной области на различных уровнях управления в ин­формационных системах. Информационная система предприятия рассматривается через две подсистемы: back office и front office. При­ведены основные этапы развития информационных систем по видам управляемых ресурсов и раскрыты особенности современного ин­формационного обеспечения управления предприятием. Представле­ны различные формы информационной бизнес-модели, учитывая раз­личный спектр инструментальных методов моделирования. Детально изложен подход к формированию информационной бизнес-модели, основывающийся на взаимосвязи бизнес-процессов и жизненного цикла продукта, с учетом основных постулатов концепции CALS.

В седьмой теме «Матричная бизнес-модель предприятия» приведены основные понятия и виды матричных моделей в экономи­ке, а также основные составляющие бизнес-системы предприятия. Рассматриваются особенности применения, цели и порядок построе­ния матричной диаграммы, матрицы показателей, матриц QFD, мат­рицы приоритетов. Приводится методический инструментарий ис­пользования матричных моделей в оценке эффективности деятельности предприятия. Детально изложен подход к формирова­нию матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде. Пред­ложен подход к рассмотрению бизнес-процессов в рамках матричной бизнес-модели исходя из стадий жизненного цикла продукта, В рам­ках данного подхода, приведены основные элементы Z-диаграммы, показывающей взаимодействие стадий жизненного цикла продукта с макросредой.

Особенного внимания заслуживает восьмая тема «Компетент-ностная («3D») бизнес-модель предприятия», которая раскрывает авторское видение основных ее элементов. Предложен авторский подход к формированию бизнес-модели предприятия, в основе кото­рого лежат ключевые компетенции тесно коррелирующие с ресурса­ми, способностями и возможностями предприятия, эффект синергии. Сочетание этих составляющих позволяет создать действенную «3D» бизнес-модель. С целью лучшего понимания особенностей формиро­вания компетентностной бизнес-модели предприятия предложен ме-

11

тодический подход, который позволяет более эффективно обосновы­вать процессы развития предприятия в целом, повышать эффектив­ность функционирования предприятия, а также позволяет упростить процесс определения ключевых компетенций предприятия.

В конце учебника приведены приложения к каждой теме изучае­мого материала, позволяющие на конкретных примерах ознакомиться с особенностями формирования определенного вида бизнес-модели предприятия и оценкой ее эффективности.

Таким образом, материал, изложенный в учебнике, предусматри­вает теоретическую и практическую подготовку студентов для реше­ния конкретных заданий выбора и формирования действенной биз­нес-модели предприятия.

В результате освоения этого материала студент будет: знать виды, подходы, методы, приемы и инструменты форми­рования бизнес-модели предприятия;

уметь а) творчески подходить к процессу оценки эффективно­сти действующей и прогнозируемой бизнес-модели предприятия,

б) осуществлять выбор методологий формирования эф­ фективной бизнес-модели,

в) применять методический аппарат и инструментарий бизнес-моделирования, навыки анализа бизнес-процессов для пре­ одоления разрыва между стратегическим видением бизнеса и практи­ ческой его реализацией, а также постоянного развития, модификации и своевременного внесения изменений в бизнес-модели предприятия.

Содержание и структура учебника соответствует учебному плану ОКР «Бакалавр» направления подготовки «Экономика пред­приятия» и рабочей программе дисциплины «Формирование бизнес-модели предприятия». Учебник предназначается для студентов, аспи­рантов, преподавателей, а также для тех, кому интересны вопросы формирования эффективной бизнес-модели предприятия.

Динамическое развитие дисциплины, по глубокому убеждению авторов, потребует периодической актуализации настоящего издания. Поэтому авторы будут благодарны и постараются учесть в предстоя­щих изданиях ваши замечания и предложения, которые просят направлять по адресу: 83050, г.Донецк, ул.Щорса, 31, кафедра эконо­мики предприятия, тел/факс (062)295-14-67, (062)297-42-80, E-mail: econom@kaf.donduet.edu.ua

12

«Успешные предприятия должны находить равновесие

между процессами и динамичным хаосом интересов

и взаимоотношений, которые позволяют им быть

инновационными и живыми»

Робин Bvd