logo search
9 сем

Стра тификация

Назначение метода. Стратификация — разделение полученных данных на отдельные группы (слои, страты) в зависимости от вы­бранного стратифицирующего фактора.

Суть метода. В качестве стратифицирующего фактора могут быть выбраны любые параметры, определяющие особенности усло­вий возникновения и получения данных:

' время сбора данных;

163

При отсутствии учета стратифицирующего фактора (расслоения данных) происходит их объединение и обезличивание, затрудняющее установление действительной взаимосвязи между полученными дан­ными и особенностями их возникновения. Особенности метода.

Основные причины (факторы) стратификации данных:

  1. Manpower (персонал) — расслоение по исполнителям (по их квалификации, стажу работы, полу и т. п.).

  2. Machine {машина) — стратификация по машинам, станкам, оборудованию (по новому и старому оборудованию, марке, кон­струкции, выпускающей фирме и т. п.).

  3. Material (материал) — группировка по виду материала, сырья, комплектующих (по месту добычи или производства, фирме-изготовителю, партии сырья, сорту материала и т. п.).

  4. Method (метод, технология) — расслоение по способу произ­водства (по температурному режиму, технологическому приему, но­меру цеха, бригады, участка, смене, рабочим и т. п.).

  5. Measurement (измерение) — по методу измерения, типу изме­рительных средств, классу точности прибора и т. п.

  6. Media (окружающая среда) — по температуре, влажности воз­духа в цехе, магнитным и электрическим полям, солнечному излуче­нию и т. п.

Наиболее часто производится группировка статистических дан­ных по первым четырем причинам (мнемонический прием 4М). Если к этим четырем причинам (факторам) необходимо добавить пятую или шестую, то получаются, соответственно, мнемонические приемы 5М и 6М.

Если предполагается, что отклонения связаны с условиями изготов­ления, то следует проводить сравнительное изучение измеренных пока­зателей по отдельным слоям — раздельно по машинам и оборудова­нию, отдельно по каждому оператору, отдельно по исходному сырью, отдельно по бригадам, раздельно по дневной и ночной схеме и т.д.

Практическое применение. При практическом использовании метода стратификации рекомендуется действовать следующим обра­зом:

  1. Выбрать данные, представляющие интерес для изучения;

  2. Выбрать стратифицирующий фактор и категории (группы), на ко­торые будут разделяться данные;

  3. Произвести группировку данных на основании выбранных категорий;

164

  1. Оценить результаты группировки по каждой из категорий;

  2. Соответствующим образом представить полученные результаты;

5 Проанализировать необходимость дополнительного изучения дан-

ных;

7. Спланировать последующую работу для дополнительного под­тверждения полученных результатов.

Например. Довольно часто встречаются ситуации, когда поставки по заказам, размещенным в сторонних организациях, задерживаются, сроки выполнения поставок не соблюдаются. Проблемы обсуждают­ся на совещании; обычными предложениями в таких случаях бывают: «увеличить срок выполнения заказа» или «строго соблюдать дату оформления заказа».

Необходимо хорошо проанализировать данные, для чего разде­лить случаи выполнения заказа и задержки.

Если в результате анализа данных окажется, что строгое соблю­дение даты оформления заказа приведет к значительному улучшению положения, как показано в табл.4.8, то решение можно считать найденным.

Таблица 4.8 Результаты анализа поставок

Оформление заказа

Выполнение заказа в срок

Выполнение за­каза с опозданием

Всего случаев

В соответствии с уста­новленной датой

21

2

23

С опозданием

3

42

45

Всего случаев

24

44

68

Если же при расслоении данные оказываются расположенными как в табл. 4.9, целесообразно провести более глубокий анализ.

165

Прежде всего, следует провести расслоение по видам деталей, ко­торые составляют заказ (табл. 4.10).

Таблица 4.10

Оценка расслоения по видам деталей, которые составляют заказ

Детали

Выполнение заказа в срок

Выполнение заказа с опозданием

Всего случаев

А

1

14

15

В

2

11

13

С

0

11

11

D

8

1

9

Е

6

4

10

F

7

10

Всего случаев

24

44

68

Как видно из табл. 4.10, больше всего случаев задержек поставок относится к поставкам деталей А, В, С. Следует, очевидно, искать причину такой разницы в сроках поставок и наметить необходимые меры.