В концепции Six Sigma
D — определяй | М — измеряй | А — анализируй | I —улучшай | С — управляй |
QFD «Голос потребителя» Анализ Кано Картирование процесса Финансовый анализ Расстановка приоритетов | Контрольные карты Диаграммы Парето Гистограммы Оценка эффективности цикла процесса План сбора данных | Диаграммы Парето Диаграммы Исикавы («рыбья кость») FMEA Определение непроизводительных затрат Идентификация «ловушек времени» Оценка ограничений | FMEA Кайдзэн Покэ-ёка Обоснование размера партии 5S Гипотетическое тестирование Матрица выбора решений | Контрольные карты Покэ-ёка Визуальный контроль процесса План обучения План информирования План стандартизации |
«Шесть сигм» обеспечивает максимальную рыночную стоимость компании и максимальную ценность ее продукции и услуг для потребителей.
Назначение метода
Применяется в деятельности предприятий любых размеров и любой направленности при решении проблем, связанных с качеством продукции, затратами и поставкой.
Сам по себе термин «Сигма» является статистическим и обозначает стандартную девиацию, т.е. отклонение. В идеале вы видите
143
свой процесс без отклонений, с постоянным качеством на выходе. В реальности отклонения возникают, и те из них которые выходят за пределы приемлемого уровня, называются дефектами. В понятии «приемлемого уровня» и заключается «изюминка 6-ти сигма»: максимальное отклонение выхода процесса должно быть в 6 раз меньше того отклонения, которое требует потребитель. Отсюда и возникло понятие качества Сигма: сколько раз фактическое отклонение укладывается в допуск указанный потребителем. Начальным уровням качества Сигма соответствуют сотни и десятки дефектов на тысячу, более высоким, пятому и шестому — десятки и единицы на миллион (табл. 4.6).
Цель «Шесть Сигм» — увеличить качество и уменьшить количество дефектов. Таким образом, достигается снижение расходов (меньше гарантийных претензий по качеству), экономится время и упрочняется позиция компании на рынке.
План действий
Сформировать команду из специалистов, владеющих методологией «Шесть сигм».
Выявить проблемы, требующие решения.
Распознать, оценить и измерить потенциальные дефекты продукции, процесса или услуги и их последствия.
Выявить причины появления этих дефектов и определить действия по их устранению.
Устранить потенциальные дефекты.
Стандартизовать методы, приемы и процессы, обеспечившие лучшие показатели в своем классе.
Особенности метода
«Шесть сигм» — один из возможных способов процессного описания бизнеса и создания системы непрерывного совершенствования действий, составляющих бизнес-процесс.
145
Концепция «Шесть сигм» фокусируется на всех операциях процесса, который порождает или устраняет дефекты, а не на самих дефектах. В рамках этого подхода, дефект — это что угодно, что тормозит процесс или услугу или мешает им.
На рис. 4.7 показаны два процесса, один из которых имеет выход изделий, годных по качеству равный 90%, а другой соответственно 50% (в первом процессе брак в одном изделии из десяти, во втором в пяти). В то же время, если принять, что каждое изделие имеет по 10 критичных по отношению к качеству характеристик, то по отношению к возможностям появления дефектов оба процесса одинаковы и имеют выход 95% (пять дефектов на 100 возможностей). Если принять, что стоимость обнаружения дефекта примерно одинакова во всех случаях, то оба процесса потребуют примерно одинаковых затрат на устранение дефектов — вот почему в рамках концепции «Шесть Сигм» говорят о возможностях, а не об изделиях. В соответствии с этим специально введены такие понятия, как:
итоговый выход годных (на основе изделий) — Final Yield (unit-based) — число изделий, прошедших последнюю ступень из последовательного набора ступеней процесса, по сравнению с числом изделий, с которого начался процесс в целом;
сквозной выход (на основе дефектов) — Throughput Yield (defect-based) — вероятность того, что для всех возможностей возникновения дефектов на данной конкретной стадии процесса будет реализовано соответствие стандартам;
штучный сквозной выход (на основе дефектов) — Rolled Throughput Yield (defect-based) — вероятность того, что единичное изделие или услуга пройдут сквозь весь процесс свободными от дефектов.
«Шесть сигм» предназначена для улучшения бизнес-процесса при помощи устранения проблем, решение для которых не известно — ими и должны заниматься специалисты концепции «Шесть сигм».
Достоинства системы. Предполагает не просто отладку существующей системы, а вынуждает персонал предприятия заново изучить способы выполнения работ.
После определения проблемы, над решением которой предстоит работать, нужно определить показатели, которые помогут оценить важность проблемы и определить цели проекта. Используемые в методологии статистические методы и методы повышения качества увязаны между собой, что обеспечивает простоту проведения и эффективность анализа.
Недостатки. В системе «Шесть сигм» упускаются такие возможности для улучшения процесса, как сокращение непроизводительной деятельности, снижение времени ожидания, уменьшение за-
146
пасов и транспортных расходов, оптимизация рабочих мест. Дорогостоящая.
Ожидаемый результат. Получение дополнительной прибыли в результате определения и устранения конкретных дефектов и причин их появления.
Основываясь на эмпирических данных, исследователи пришли к выводу, что отклонения процесса, вызванные его естественной нестабильностью, дают отклонения качества на уровне 1,5 сигма. Таким образом, если целевой уровень качества составляет 4,5 сигма (3,4 дефекта на миллион возможностей), то с учетом перестраховки 1,5 сигма на отклонения, необходимо обеспечивать уровень качества 6 сигм.
Преимущества практического применения в современных условиях. Система «Шесть сигм» получила развитие во второй половине двадцатого века, некоторое время она воспринималась как временное модное увлечение, но результаты, которых добились предприятия, применяющие ее, заставили относиться к этому подходу более серьезно. Сейчас существуют специальные центры, где сотрудников предприятия обучают для того, чтобы они могли внедрять «Шесть сигм» на своих предприятиях.
На Западе «Шесть сигм» применяется почти во всех областях — в производстве и в сфере услуг, в медицине и в образовании, и даже в оборонной сфере. Примером этому могут служить данные приведенные в Приложении 3.
И в России и на Украине «Шесть сигм» у себя внедряют такие разные предприятия как: «Рыбинские моторы» (НПО «Сатурн»); «РОСТАР»; «Красноярский алюминиевый завод»; Аудиторская фирма «Аваль»; подразделение «Xerox» в Украине и др. Опыт внедрения концепции «Шесть сигм» на данных предприятия свидетельствует о существенном экономическом эффекте и повышении результативности деятельности на отечественных предприятиях.
«МЕТОД 8D ДЛЯ КОМАНДНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ»
Данная система была разработана компанией «Форд». Система состоит из следующих этапов: DO — подготовка к процессу 8D; D1 — создание команды; D2 — описание проблемы;
147
D3 — разработка временных мер по изоляции проблемы от внешних/внутренних потребителей до момента внедрения корректирующих действий;
D4 — определение и верификация основных причин и точки выхода (точка выхода — это то место в процессе, где надо обнаружить и ограничить влияние основной причины); D5 — выбор и верификация постоянных корректирующих действий для основной причины и точки выхода; D6 — внедрение и валидация постоянных корректирующих действий;
D7 — предотвращение повторного появления проблемы; D8 — признание вклада команды и отдельных людей. Главные преимущества данного метода: достаточная глубина изучения проблемы возникновения несоответствия, вовлечение руководства предприятия в работу по устранению несоответствия, коллективная работа по внедрению корректирующих мероприятий.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия