logo search
9 сем

Методология idef3

Стандарт IDEF0 является развитием классического DFD — подхо­да и предназначен для описания бизнес-процессов верхнего уровня. Для описания временной последовательности и алгоритмов выпол­нения работ стандарт IDEF0 не подходит. Для решения этой задачи стандарт IDEF0 получил дальнейшее развитие в результате чего был разработан стандарт IDEF3, который входит в семейство стандартов IDEF.

В IDEF3 декомпозиция используется для детализации работ. Ме­тодология IDEF3 позволяет декомпозировать работу многократно, т.е. работа может иметь множество дочерних работ. Это позволяет в одной модели описать альтернативные потоки. Возможность множе­ственной декомпозиции предъявляет дополнительные требования к нумерации работ. Так, номер работы состоит из номера родительской работы, версии декомпозиции и собственного номера работы на те­кущей диаграмме.

Отличием стандарта IDEF3 от классической методологии WFD яв­ляется также использование на схеме бизнес-процесса элемента «объект ссылки», который связывается с работами и перекрестками. С помощью объектов ссылки показывается прочая важная информа­ция, которую целесообразно зафиксировать при описании бизнес-процесса.

IDEF3 предполагает построение двух типов моделей: 1) модель, отражающая некоторые процессы в их логической по­следовательности, позволяющая увидеть, как функционирует пред­приятие;

108

2) модель, показывающая «сеть переходных состояний объекта», предлагающая вниманию аналитика последовательность состояний, в которых может оказаться объект при прохождении через определен­ный процесс,

С помощью диаграмм IDEF3 можно анализировать сценарии из реальной жизни, например, как закрывать магазин в экстренных слу­чаях или какие действия должны выполнить менеджер и продавец при закрытии. Каждый такой сценарий содержит в себе описание процесса и может быть использован, что бы наглядно показать или лучше задокументировать бизнес-функции предприятия.

109


В отличие от классической методологии WFD в стандарте IDEF3 связи между работами делятся на три типа, обозначения, названия и смыл которых, приведены на рис. 3.16.

Существуют два типа диаграмм в стандарте IDEF3, представля­ющих описание одного и того же сценария технологического процес­са в разных ракурсах:

Предположим, требуется описать процесс окраски детали в произ­водственном цеху на предприятии. С помощью диаграмм PFDD доку­ментируется последовательность и описание стадий обработки де­тали в рамках исследуемого технологического процесса. Диаграммы OSTN используются для иллюстрации трансформаций детали, кото­рые происходят на каждой стадии обработки.

Графические средства IDEF3 позволяют документировать вышеука­занный производственный процесс окраски детали. В целом, этот процесс состоит непосредственно из самой окраски, производимой на специальном оборудовании и этапа контроля ее качества, который определяет, нужно ли деталь окрасить заново (в случае несоответ­ствия стандартам и выявления брака) или отправить ее в дальнейшую

обработку.

Стрелки или линии являются отображением перемещения детали между иОВ-блоками в ходе процесса. Линии бывают следующих ви­дов:

Объект, обозначенный J1 — называется перекрестком (Junction). Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок (потоков) при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены пе­ред началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния (Fan-in Junction) и разветвления (Fan-out Junction) стрелок. Перекре­сток не может использоваться одновременно для слияния и для раз­ветвления. При внесении перекрестка в диаграмму необходимо ука­зать тип перекрестка.

Все перекрестки в PFDD диаграмме нумеруются, каждый номер имеет префикс «J».

Сценарий, отображаемый на диаграмме, молено описать в следующем виде: деталь поступает в окрасочный цех, подготовленной к окраске. В процессе окраски наносится один слой эмали при высокой температу­ре. После этого, производится сушка детали, после которой начинается этап проверки качества нанесенного слоя. Если тест подтверждает не­достаточное качество нанесенного слоя (недостаточную толщину, не­однородность и т.д.), то деталь заново пропускается через цех окраски. Если деталь успешно проходит контроль качества, то она отправляется в следующий цех для дальнейшей обработки.

Каждый функциональный блок UOB может иметь последова­тельность декомпозиций, и, следовательно, может быть детализиро­ван с любой необходимой точностью. Под декомпозицией мы пони­маем представление каждого UOB с помощью отдельной IDEF3 Диаграммы.

113

Например, мы можем декомпозировать UOB «Окрасить Деталь», представив его отдельным процессом и построив для него свою PFDD диаграмму. При этом эта диаграмма будет называться дочерней, по отношению к изображенной на рис. 3.18, а та, соответственно роди­тельской. Номера UOB дочерних диаграмм имеют сквозную нумера­цию, т.е., если родительский UOB имеет номер «1», то блоки UOB на его декомпозиции будут соответственно иметь номера «1.1». «1.2» и т.д. Применение принципа декомпозиции в IDEF3 позволяет структу­рировано описывать процессы с любым требуемым уровнем детализа­ции.

114


Если диаграммы PFDD технологический процесс «С точки зре­ния наблюдателя», то другой класс диаграмм IDEF3 OSTN позволяет рассматривать тот же самый процесс «С точки зрения объекта». Со­стояния объекта (в нашем случае детали) и Изменение состояния яв­ляются ключевыми понятиями OSTN диаграммы. Состояния объекта отображаются окружностями, а их изменения направленными линия­ми. Каждая линия имеет ссылку на соответствующий функциональ­ный блок UOB, в результате которого произошло отображаемое ей изменение состояния объекта.

Первой работой является «Обработка заявок». Эта работа использу­ет два объекта ссылок «Заказы клиентов» и «Склад» причем на диаграмме они показаны без деталей, т.к. не являются центральными для данной диаграммы. Работа «Обработка заявок» требует выпол­нения одной из двух работ либо «Оформление документов», либо «Дооформление заявок» (в случае, если заявка неверно оформлена). Ра­бота «Дооформление заявок» использует ссылочный объект «Клиен­ты». Работа «Оформление документов» передает управление на две параллельные работы: «Формирование партии» и «Составление от­четности», причем работа «Формирование партии» также обраща­ется к ссылочному объекту «Заказы клиентов». Как видно, на диаграмме есть два перекрестка ветвления, перекре­сток с ветвлением по логическому исключающему «ИЛИ», и перекре­сток с ветвлением по «И», означающим выполнение двух работ парал­лельно.

Методология ARIS

В настоящее время наблюдается тенденция интеграции разнооб­разных методов моделирования, проявляющаяся в форме создания интегрированных средств моделирования. Одним из таких средств является программный продукт, носящий название ARIS (Architecture of Integrated Information Systems), разработанный германской фирмой IDS Scheer.

ARIS поддерживает четыре типа моделей (и множество видов моделей в каждом типе), отражающих различные аспекты исследуе­мой системы:

Для построения перечисленных типов моделей используются как собственные методы моделирования ARIS, так и различные извест-

115

ные методы и языки моделирования, в частности, UML. Процесс мо­делирования можно начинать с любого из типов моделей.

Основная бизнес-модель ARIS — еЕРС (extended Event-driven Process Chain, расширенная модель цепочки процессов, управляемых событиями). Нотация ARIS еЕРС является расширением нотации IDEF3. Бизнес-процесс в нотации еЕРС представляет собой поток по­следовательно выполняемых работ (процедур, функций), располо­женных в порядке их выполнения. Реальная длительность выполне­ния процедур в еЕРС визуально не отражается. Для получения информации о реальной длительности процессов необходимо исполь­зовать другие инструменты описания, например, MS Project.

Модели в ARIS представляют собой диаграммы, элементами ко­торых являются разнообразные объекты — «функции», «события», «структурные подразделения», «документы» и т.д. Между объектами определённых видов могут быть установлены связи определённых видов («выполняет», «принимает решение», «должен быть проин­формирован о результатах» и т.д.). Каждому объекту соответствует определенный набор атрибутов, которые позволяют ввести дополни­тельную информацию о конкретном объекте.

Платформа ARIS является специализированным набором ин­струментов для структурированного описания и анализа бизнес-процессов. В состав системы входят функциональные модули для:

- проектирования и оптимизации бизнес-процессов (ARIS Easy Design, ARIS Toolset, ARIS Business Design, ARIS Business Architect, ARIS Business Server);

116

. проектирования системы сбалансированных показателей (ARIS

BSC) и др.

В ARIS существует более 130 различных способов графического представления моделей деятельности предприятия. Пример модели­рования в нотации ARIS представлен на рис. 3.20. и в Приложении Д.

Преимущества. ARIS-платформа обладает большим набором функций. В ней предусмотрена возможность анализа построенных моделей бизнес-процессов, определения «узких» мест и оптимизации бизнес-процессов на основе анализа «что-если». Иными словами, пользователь может изменять те или иные бизнес-процессы, к приме­ру, перераспределить полномочия сотрудников и оценить, насколько увеличится время на выполнение тех или иных операций или стои­мость работ. Модуль ARIS Process Cost Analyzer позволяет реализо­вать традиционную методологию Activity based costing для определе­ния стоимости бизнес-процессов, а результаты использовать в модуле стратегического управления предприятием (ARIS BSC). Применяя дополнительные модули и внутренний язык программирования, пользователь может сформировать любые регламенты и положения, а также управлять рисками компании, создать систему менеджмента качества и внутреннего контроля.

Недостатки. К недостаткам можно отнести достаточно высокую стоимость программного обеспечения. Графическое представление моделей бизнес-процессов достаточно сложное для восприятия не­подготовленных пользователей. Надо также отметить, что для ис­пользования.

Например, ЕМ Tool Kit требуется пройти учебный курс длительно­стью два-три дня, а для освоения основных функциональных возмож­ностей ARIS придется посетить несколько специализированных учеб­ных курсов продолжительностью от пяти до пятнадцати дней.

К недостаткам функционального плана можно отнести под­ходы к реализации методологии попроцессного калькулирования. В системе отсутствует возможность задания как элементарных, так и сложных драйверов действий, то есть нельзя использовать сложные схемы распределения затрат между продуктами, услугами, клиентами и заказами.

117

Оплата безналичным расчетом

Рис. 3.20 — Модель верхнего уровня взаимосвязи ЗАТ НКМЗ с внешней средой в нотации AR1S Express

Моделирование бизнес-процессов это

эффективное средство поиска путей опти­мизации деятельности предприятия, позво­ляющее определить, как оно работает в це­лом и как организована деятельность на каждом рабочем месте.

Целью моделирования является систе­ матизация знаний о предприятии и его биз­ нес-процессах в наглядной графической фор­ ме более удобной для аналитической обработки полученной информации.

119

полиены, их последовательность, правила распределения и назначения операций и методов.

DFD (Data Flow Diagrams) диаграммы потоков данных методо­ логия структурного анализа, описывающая внешние по отношению к си­ стеме источники и адресаты данных, логические функции, потоки дан­ ных и хранилища данных к которым осуществляется доступ.

1. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация биз­нес- процессов [Текст]: учеб. посо­бие для студ. вузов, обучающихся по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)» и др. экон. специальностям. — М. : Фи­нансы и статистика, 2007. — 240с.

  1. Сериков А.В., Титов Н.В., Белоцерковский А.В., Лобанов А.В., Успаленко В.И. Компьютерное моделирование бизнес-процессов [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Харьковский гос. техниче­ский ун-т строительства и архитектуры. — X. : Бурун Книга, 2007. —303 с.

  2. Щенников С. Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление, планирование и оценка [Текст]. — М.:Ось-89, 2004. —288 с.

  3. Робсон Майк, Уллах Филип. Реинжиниринг бизнес-процессов [Текст]: Практическое руководство / Л.Е. Долгова (пер.). — М. : ЮНИТИ, 2003. — 222 с.

  4. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов [Текст]. — М.: РИА «Стандар­ты и качество», 2004. — 408 с

120

а Шеер Август-Вильгельм. Моделирование бизнес-процессов [Текст]. — М.: Весть-МетаТехнология, 2000. — 206 с.

7 Виноградова О.В. Реінжиніринг бізнес-процесів торговельних підприємств [Текст]: Монографія. — Донецьк: ДонДУЕТ, 2006.— 183 с.

  1. Виноградова О.В. Реінжиніринг бізнес-процесів у сучасному ме­неджменті [Текст]: Монографія. — Донецьк: ДонДУЕТ, 2005. — 195 с.

  2. Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса [Текст]/ Е. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 336с.

Ю.Марка Д. Методология структурного анализа и проектирования.

[Текст] / Марка Д. — пер. с англ. — М. Финансы и статистика. —

2003. —240 с. H.Draheim, D. Business process technology: a unified view on business

processes, workflows and enterprise applications [Text] / Dirk

Draheim. — Berlin: Springer, 2010. — 323 p. 12.Holt, J. A Pragmatic guide to business process modelling [Text] / Jon

Holt. — British Informatics Society Ltd, 2009. — 246 p. 13.Laguna, M. Business process modeling, simulation and design [Text] /

Manuel Laguna, Johan Marklund. — Prentice Hall, 2005. — 429 p.

/. Что представляет собой процесс мо­делирования бизнес-процессов?

  1. Назовите цель моделирования бизнес-процессов.

  2. Перечислите преимущества моделиро­вания.

  3. Что называется аудитом бизнес-процессов?

  4. Перечислите причины, по которым принимается решение по моделирова­нию бизнес-процессов.

6 Что представляет собой модель в целом? 7 Раскройте сущность модели бизнес-процесса.

8 В чем состоит сущность нотации бизнес-процессов?

9- Перечислите виды моделей, которые могут применяться в дея­ тельности предприятия. Раскройте их сущность.

121

10. В каких формах может производиться описание бизнес-процесса? В чем их преимущества и недостатки? П. Что представляет собой методология?

  1. По каким признакам классифицируют методологии моделирова­ния бизнес-процессов?

  2. Раскройте сущность методологий ведения проектов.

  3. Обоснуйте необходимость применения методологий использова­ния программных продуктов для создания моделей бизнес-процессов.

  4. В чем состоит сущность методологии моделирования и анализа бизнес-процессов?

  5. Перечислите основные исторические этапы развития методоло­гий .моделирования бизнес-процессов.

  6. В чем состоит многообразие «проекций» предприятия?

  7. Раскройте сущность методологии SADT. Охарактеризуйте ти­пы данных моделей.

  8. Какие основные элементы используются в модели по SADT?

  9. Раскройте историю появления методологии IDEFO.

  10. Какие основные понятия лежат в основе методологии IDEFO? Раскройте их содержание.

  11. Какие составляющие имеет функциональный блок?

  12. Охарактеризуйте виды интерфейсных дуг.

  13. В чем заключается сущность принципа декомпозиции и в каких случаях декомпозиция выполняется?

  14. Для чего необходим глоссарий?

  15. В каких случаях используются диаграммы потоков данных DFD (Data Flow Diagrams)?

  16. Перечислите и раскройте сущность основных элементов DFD диаграмм.

  17. Раскройте сущность методологии DFD в нотациях Гейна-Сарсона и Иордана-Де Марко. В чем их сходства и отличия?

  18. Для каких целей был разработан стандарт IDEF3?

  19. Назовите основные отличия стандарта 1DEF3 от классической методологии WFD.

  20. Какие два типа диаграмм используются в стандарте IDEF3?

122

І.Что понимают под моделирова­нием бизнес-процессов?

а) это комплексный инструмент поиска путей оптимизации деятельности предприятия, позволяющее опреде­лить, как оно работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте;

б) это эффективное средство поиска путей оптимизации деятель­ ности предприятия, позволяющее определить, как оно работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте;

в) это универсальное средство поиска путей оптимизации дея­ тельности предприятия, позволяющее определить, как оно ра­ ботает в целом и как организована деятельность на каждом ра­ бочем месте.