logo search
9 сем

7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием

Матрицы, как инструмент анализа, уже давно применяются в си­стеме управления предприятия. Широкое распространение получили следующие инструменты качества:

* матричные диаграммы,

* матричный анализ в Развертывании Функции качества

(QFD), * матрицы приоритетов;

* матрица показателей.

Матричная диаграмма (таблица качества; матрица связей, матричное представление данных) — инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей, т. е. исследовать структуру проблемы. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами. Входит в состав инструмента «Семь (новых) инструментов управления качеством».

Цель — обеспечить систематический поиск взаимосвязей меж­ду элементами в рамках данной проблемы с выделением их относи­тельной важности.

Суть метода — упорядоченное представление данных по стро­кам и столбцам, отражающих логические связи между различными элементами.

Матричная диаграмма вносит ясность благодаря многомерному представлению и выявляет элементы, связанные с проблемной си­туацией. Символ на пересечении строки и столбца указывает на

268

наличие связи между соответствующими элементами и ее относи­тельную важность.

Матричная диаграмма позволяет идентифицировать взаимоотно­шения между отдельными факторами, которые имеют вид причинно-следственных связей. Преимущество матричной диаграммы по срав­нению с другими методами анализа заключается в ее способности дать графическую интерпретацию степени интенсивности этих взаи­моотношений.

Матричную диаграмму можно использовать как для идентифика­ции проблем и причин, так и для определения приоритетов.

В зависимости от числа рассматриваемых переменных и формы матрицы существует несколько типов матричных диаграмм:

Крышеобразная (треугольная) матричная диаграмма — диа­грамма, в которой анализируются связи между отдельными элемен­тами одной переменной (например, рассмотрены степени корреляции между отдельными показателями). В отличие от других матричных диаграмм, где сила связи имеет только одно направление, взаимосвя­зи в треугольной матричной диаграмме могут быть нейтральными, положительными и отрицательными.

Графическое представление видов матричных диаграмм пред­ставлено на рис 7.1.

269

270

272

МАТРИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Матрица показателей используется не только для определения того, как работают бизнес-процессы предприятия, но и для того что­бы выявить их предполагаемую степень важности. Используя матри­цу показателей можно предотвратить затраты на совершенствование бизнес-процессов, которые являются не слишком важными для пред­приятия.

Эта матрица разбита на квадранты (рис. 7.3), причем по горизон­тали меняется важность, а по вертикали — текущий уровень показа­телей. Характеристики отдельных процессов наносятся точками в квадрантах этой матрицы. Они основаны на измерениях в рамках са­мооценки, а также на оценивании их важности. Каждый квадрант означает следующее:

Не важно (низкая важность, низкий уровень). Если изобра­жающая точка попадает в данный квадрант, то, скорее всего, уровень показателей низок. Однако низкая важность делает ненужным вложе­ние средств в совершенствование данного процесса.

273

Перебор (низкая важность, но высокий уровень показателей). Если изображающая точка попадает в этот квадрант, то уровень пока­ зателей достаточно высок. Но это мало значит, поскольку бизнес- процессы, соответствующие этому квадранту не особенно важны для повышения конкурентоспособности предприятия. Процессы, соответ­ ствующие этому квадранту, также не кандидаты на включение в план работ по совершенствованию предприятия.

" Совершенствование необходимо (высокая важность, низкий уровень показателей). Если изображающая точка попадает в данный квадрант, то соответствующий бизнес-процесс — безусловный объ­ект совершенствования.

Все в порядке (высокая важность, высокий уровень показате­ лей). Если изображающая точка попадает в этот квадрант, то работает так называемое Золотое Правило: если уровень показателей в рас­ сматриваемой области уже высок, то все равно эту работу надо со­ вершенствовать.

Однако следует иметь в виду, что бизнес-процессы, которые по­пали в квадрант «Совершенствование необходимо», имеют высший приоритет, их надо улучшать в первую очередь. Если же в указанный квадрант никакие процессы не попали, то тогда процессы, которые попали в квадрант «Все в порядке», становятся первоочередными кандидатами на совершенствование.

Например: Предприятие-производитель тяжелого механического, определило для себя шесть критических показателей, значения кото­рых были установлены в результате экспертной оценки. Все они по­казані, что есть потенциал для улучшений всех этих бизнес-процессов. Однако не было достаточно ресурсов, чтобы начать ра­боту по шести направлениям сразу. Предприятие оказалось в за­труднительном положении, было трудно принять решение, с чего начать действия по совершенствованию. Для установления приори­тетов была построена матрица показателей, которая учитывала следующие шесть показателей:

  1. Перспективная и гибкая разработка продукции;

  2. Время доставки;

  3. Точность доставки;

  4. Ценообразование;

  5. Ремонтопригодность;

  6. Разработка продукции и сборка.

274

Полученный результат удобно суммировать в виде списка прио­ритетов этих показателей.

МАТРИЦА QFD (РАЗВЕРТЫВАНИЕ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА)

Развертывание функции качества (альтернативные назва­ния: структурирование функции качества (СФК); структурирование качества по функциям, QFD) — один из наиболее эффективных ин­струментов рыночных исследований.

Применяется для совершенствования выпускаемой продук­ции, также как и для разработки продукции следующего поколения.

Цель — обеспечить конкурентные преимущества как суще­ствующим, так и вновь разрабатываемым продукции, процессам и услугам на сегодняшнем глобальном рынке.

Суть метода — это система перевода требований потребителя в соответствующие требования производителя на всех стадиях жиз­ненного цикла продукции. Это структурированный процесс, нагляд­ный язык и набор тесно связанных диаграмм по управлению разра­боткой продукции на основе требований потребителя.

Это один из тех методов, которые выявляют требования потре­бителя и обеспечивают некоторый порядок, гарантирующий, что эти

275

требования окажут позитивное воздействие на проект продукта и на разработку производственного процесса. Эта особенность реализует­ся путем построения специальной таблицы, которая имеет форму до­ма (рис. 5). Его называют «домом качества». Здесь накапливаются ре­зультаты исследования. Они используются для совершенствования бизнес-процесса. В областях «дома» размещают исследуемые эле­менты.

Использование серии матриц, так называемых «домов качества» (houses of quality), позволяет увязывать требования потребителей к уровню качества с параметрами продукта, параметры продукта с ин­женерными характеристиками компонентов, характеристики компо­нентов с производственными операциями, а производственные опе­рации с требованиями производства. Исходя из общего вида «дома качества» рис. 7.6 используется четыре «дома качества» (рис. 7.6).

276

277

Для второго «Дома качества» центром внимания является взаи­мосвязь между характеристиками продукции и характеристиками компонентов (частей) этой продукции.

Третий «Дом качества» устанавливает связь между требования­ми к компонентам продукции и требованиями к характеристикам процесса. В результате устанавливаются индикаторы (критерии) вы­полнения важнейших (критических) процессов.

С применением четвертого «Дома качества» характеристики процесса преобразуются в характеристики оборудования и способы контроля технологических операций производства, которые следует применить для выпуска качественной продукции.

Одно из преимуществ данного метода заключается в создании базы данных для будущих разработок или усовершенствований про­цессов, которую можно регулярно использовать для обслуживания будущих потребностей. Применение данного метода обеспечивает снижение потерь качества и увеличение удовлетворенности потреби­теля