logo search
9 сем

8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия

История развития экономических систем знала несколько рево­люций, и мы сейчас вступаем в одну из них. Новую эру называют по-разному, говорят о новых технологиях и методах хозяйствования. Никогда раньше задача поиска конкурентного преимущества не стоя­ла так остро — о возрастании динамизма конкурентных отношений говорит само понятие гиперконкуренции. Стало понятно, что конку­рентное преимущество ближайшего будущего — это знания и ин­формация. Но как идентифицировать этот ресурс, как его развивать и использовать? Как меняется система стратегического планирования и управления? Насколько применимы существующие методики анали­за, какие могут быть определены подходы к развитию их и формиро­ванию новых?

Важнейшими целями существования любого предприятия явля­ются непрерывность (непрекращение) деятельности и поступательное развитие. Для коммерческого предприятия третьей важнейшей целью становится получение экономической выгоды или коммерческого эффекта.

Актуальность самой постановки подобной задачи уже обусловле­на существованием некоторых феноменов бизнеса 90-х годов, что подтверждают известные бизнес-модели предприятий (Тема 4).

Например, Wal-Mart на протяжении последних двадцати лет демон­стрировала в два раза большую рентабельность, чем ее конкуренты: прибыль американской авиакомпании Soutwest Airlines показывала стойкую тенденцию к росту, в то время как убытки всей отрасли в целом составили порядка 10 млрд. долл. США (с 1990 по 1993 гг.): ак­ции Nucor Steel устойчиво росли в цене на протяжении 80-х и 90-х го­дов, в то время как стоимости большинства производителей стачи либо стабилизировались, либо падали. Все три перечисленные пред­приятия работают в традиционных отраслях экономики на зрелом рынке и в то же время смогли, видимо, за счет развития внутренних факторов занять лидирующие позиции.

Задачи идентификации и использования подобных факторов и нашли отражение в развитии ресурсно-ориентированного анализа и Управления (Тема 5), ставших инкубатором идей о компетенциях и способностях.

303

Таким образом, развитие экономики Украины, ее трансформация на рыночных условиях обусловливает изменение подходов к реше­нию вопросов эффективности управления предприятием. В такой си­туации действия любого предприятия не могут быть ограничены про­стым реагированием на изменения, происходящие во внешней среде. При формировании бизнес-модели предприятия на первый план должны выноситься ключевые компетенции предприятия и их адап­тация к целям развития. Именно эффективность использования клю­чевых компетенций влияет на уровень эффективности предприятия.

Компетентность предприятия — совокупность характеристик предприятия, характеризующих его профессиональность на уровне конкурентов.

Компетентность состоит из отдельных компетенций и в целом базируется на конкурентных и лидирующих технологиях. Каждая из компетенций — элемент общей компетентности.

Термин «компетенция» был введен В. Макелвилом в 1982 году. По В. Макелвилу, компетенция — круг проблем, сфера деятельно­сти, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокуп­ность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, пред­приятия.

Компетенция (от лат.Compete добываюсь, соответствую) это информационный ресурс, содержащий опыт, знания и навыки о способе организации и управления ресурсами и бизнес-процессами для достижения поставленных целей, носителями которого индиви­дуально или коллективно являются работники.

Компетенцией предприятия является набор знаний и умений, позволяющих ему осуществлять какой-либо бизнес-процесс.

Кластер компетенций — это набор тесно связанных между со­бой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке). Большин­ство моделей компетенций включают кластеры, относящиеся к:

- взаимодействию, например, к работе с людьми. Выделяют следующие виды компетенций предприятия:

304

Стандартная компетенция — набор преимуществ, технологий, способностей, знаний и умений, позволяющий предприятию решать типичные для данного сегмента рынка задачи, осуществлять опера­ционные процессы на уровне. принятом как стандарт. Поскольку стандартными компетенциями обладает большинство конкурентов, отсутствие стандартной компетенции ведет к скорому исчезновению предприятий с рынка. Многие стандартные компетен­ции подтверждаются лицензиями, сертификатами.

Для успешной конкуренции необходимо сформулировать все компетенции предприятия и выделить ключевые.

Ключевая (отличительная, базовая, исключительная, базисная, уникальная, бизнес-компетенция) компетенция — такая компетен­ция, наличие которой позволяет предприятию установить новый стандарт деятельности в области и тем самым укрепить свое конку­рентное преимущество.

Впервые понятие ключевой компетенции определили К.Прахальд и Г.Хэмэл как «компетенцию высшего порядка, участву­ющую в создании наибольшей потребительной стоимости, являющу­юся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управ­лять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость».

Согласно Г. Хамелу и С.К. Прохаладу, предприятие должно восприниматься не как совокупность составляющих ее бизнес-единиц, а как сочетание ключевых компетенций — навыков, уме­ний, технологий, позволяющих компании предоставлять своим по­требителям определенные ценности.

Ключевая компетенция является стратегическим потенциалом предприятия. Оперативное управление предприятием (умение эффек­тивно вести хозяйственную деятельность) — способ извлечения вы­годы из потенциала.

Именно дополнительность создаваемой ключевой компетенцией потребительной стоимости раскрывает ее синергетическую природу (рис. 8.1). В то же время, существуя практически вне измерений спо­собностей и продуктов, ключевая компетенция не является производ­ной от потребности рынка — будучи в некоторой степени универ­сальной, она способна обеспечить доступ (быть «ключом») к целому Ряду рынков, могущих сильно отличаться друг от друга.

305

Рис. 8.3 — Сущность и состав компетенции

2) ключевая компетенция находится на пересечении внутрен­них условий бизнеса и потребительских предпочтений, это те знания,

307

от использования которых зависит получение максимальной доли по­требительной стоимости.

Например, ключевой компетенцией компании Sony является миниа­тюризация; ключевой компетенцией компании Motorola является вла­дение уникальными технологиями беспроволочной связи, сжатия цифровых данных, производства дисплеев с плоскими экранами и ис­точников питания, а также быстрых циклов производства; ключевой компетенцией компании Nike является наличие отличных дистрибь-юторских сетей и технологий снабжения, качественного дизайна продукции, уникальных технологий разработки новых продуктов и программ поддержки спортсменов.

Именно увеличение добавочной потребительной стоимости за счет развития ключевой компетенции и является основанием для по­лучения устойчивого конкурентного преимущества. Это свидетель­ствует о том, что ключевая компетенция позволяет получать в конку­рентной борьбе как качественные преимущества, относящиеся к свойствам продукта, так и количественные, относящихся к устойчи­вого финансового положения предприятия на основе создания эффек­тивной бизнес-модели.

Например, в свое время известная компания Honda, сменив ключевую компетенцию «производство мотоциклов» на «производство двига­телей внутреннего сгорания», стала именно той «Хондой», которую

сегодня знает весь мир. Компания SKF, сменив ключевую компетенцию «способность изго­тавливать подшипники качения» на «способность изготавливать объекты идеальной сферической формы», открыла новые возможно­сти их применения в технике звуко- и видеозаписи, точной механике и оптике, других отраслях.

Выявление ключевой компетенции — не просто анализ сильных сторон; оно требует управленческой интуиции руководителя пред­приятия. Формулировка компетенции должна быть четкой, но доста­точно обобщенной, чтобы долго оставаться актуальной.

Персональная (индивидуальная) компетенция представляет собой набор личностных свойств, приобретенных и закрепленных индивидуумом (работником) в ходе учебной и/или трудовой деятель-

308

ности, а также характеризует требуемый для каждой должности набор знаний, умений и способностей.

В отличие от компетенций предприятия, объекты персональных компетенции — конкретные сотрудники, должности, а не само пред­приятие, то есть персональные компетенции определяются отдельно для каждой конкретной должности (табл. 8.1).

Таблица 8.1 Отличия между компетенциями предприятия и персональными