5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
В 1980-1990-е годы в мировой теории и практике управления предприятием сформировался ресурсный подход.
Ресурсный подход (resource-based view) предполагает наличие связи между ресурсами предприятия и его успехом в конкурентной среде. В рамках ресурсного подхода предприятие рассматривается как комплекс соответствующих ресурсов.
Исследователями был сделан вывод о том, что потребность в ресурсах не является производной от рыночного положения предприятия, а наоборот, ресурсный потенциал предопределяет успешное (или неуспешное) положение на рынке.
Пионером в области ресурсного подхода является Биргер Вер-нерфельт, основные утверждения которого состоят в следующем:
Развил ресурсную идею Джей Барни, который в своей работе 1991 г. представил все ее ключевые понятия.
Ресурсы — все активы, возможности, организационные процессы, информация, знания и т. д., контролируемые предприятием и позволяющие ему создавать и осуществлять эффективные стратегии.
191
192
В англоязычной литературе совокупность этих качеств ресурсов обозначается аббревиатурой «VR1N».
Ценность. Очевидно, что стратегическим может быть только ценный ресурс — при необходимости он должен способствовать повышению продуктивности и эффективности предприятия.
Редкость. Ресурс является стратегическим, если он достаточно редок и пользуется большим спросом.
Неповторимость. Ресурс должен быть не только ценным и редким, но еще и невоспроизводимым.
Неповторимость может вытекать из исторического факта: (расположение супермаркетов), «причинной неопределенности» или абсолютной сложности (конкуренты знают, что создание аналогичного ресурса обойдется им очень дорого и за то время, что потребуется на имитацию, фирма-пионер уйдет далеко вперед).
• Незаменяемость. Будучи редким и неподражаемым, ресурс не станет стратегическим, если конкуренты смогут найти ему замену. Например: искусственные спутники земли как средство теле- и ра диовещания.
Отличительной характеристикой ресурсного подхода является концентрация на внутренних факторах предприятия.
Основная особенность ресурсного подхода заключается в том, что он рассматривает внутренние источники конкурентоспособности и повышенной рентабельности капитала предприятия. При этом издержки, связанные с переносом (копированием) ресурсов одного предприятия другому предприятию, могут быть высокими, иногда — запретительно высокими: предприятия, работающие в одном секторе экономики, могут быть неидентичны с позиции ресурсов, которые они контролируют; сами ресурсы могут быть непереносимы от одного предприятия в другое предприятие; вследствие чего такие ресурсные различия могут носить постоянный характер. На практике, ресурсы часто связаны с результатами управленческой деятельности и потому могут быть вообще непереносимы между предприятиями.
Не все ресурсы предприятия в равной мере ценны для создания конкурентных преимуществ. Необходимым условием является наличие определенных характеристик ресурсов (стоимостная стабильность, дефицитность, трудность имитации и замещения). Если эти
193
особые ресурсы к тому же правильно комбинируются (достаточное условие), то предприятие получает конкурентные преимущества.
Комбинационная деятельность в ресурсной теории рассматривается в качестве ядра всех организационных мероприятий. В соответствии с этим организационные способности предприятия определяются как «коллективная способность организации выполнять специфические виды активности». Тем самым эти способности составляют часть ресурсного обеспечения предприятия.
Исходя из этого, в основе ресурсного подхода к управлению отдельным предприятием лежит возможность выбора на рынке различных ресурсов и их комбинации. Таким образом, основной формулой успеха становится эффективный выбор и комбинация ресурсов лучше, оригинальнее, быстрее конкурентов, что гарантирует конечный рыночный успех.
В классическом виде ресурсный подход не учитывает следующих факторов современной бизнес-среды:
высокий темп технологических изменений;
рост ожиданий клиентов;
развитие стандартов качества в глобальном масштабе;
рост ожиданий сотрудников относительно автономии принятия решений.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия