logo
МенеджментКЛ

Вопросы для самопроверки:

  1. Каковы особенности рыночной экономики?

  2. Назовите характерные черты современного этапа развития экономики России.

  3. В чём заключается роль менеджмента в организации успешного хозяйствования организации?

  4. Чем определяется объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятием?

  5. Дайте определение понятию «менеджмент».

  6. Какие сферы деятельности включает в семя менеджмент?

Тема 2. Сущность менеджмента. Эволюция управленческой мысли.

Основные понятия: Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента. Зарождение и развитие менеджмента. Объективный характер эволюции менеджмента Основные научные подходы и школы. Классическая школа управления. Школа научного управления. Административная школа управления. Современные школы управления.

План

1. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.

2.. Объективный характер эволюции менеджмента

3. Основные научные подходы и школы.

1. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.

Менеджмент как учебная дисциплина включается в качестве обязательного федерального компонента в учебные планы по многим экономическим специальностям.

Менеджмент как научная дисциплина относится к системе экономических наук. В рамках этой системы выделяются три группы экономических наук:

1) общие экономические науки, изучающие производственные отношения в общетеоретическом и историческом плане (экономическая теория, экономическая история, история экономических учений);

2) специальные экономические науки, рассматривающие отдельные стороны производства и их существенные черты на различных уровнях экономики (менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, экономический анализ, экономика труда и т.д.);

3) отраслевые экономические науки, которые изучают особенности производственных отношений в отдельных отраслях и суботраслях национальной экономики, закономерности и тенденции конкретной отрасли (экономика отрасли, экономика предприятия или фирмы, организация и управление предприятием, а также менеджмент, маркетинг). Менеджмент следует отнести к специальным и отраслевым экономическим наукам в зависимости от объекта изучения. Например, менеджмент профессионального образования изучает управление производственными отношениями в процессах воспроизводства человеческого капитала, подготовки его интеллектуальной и трудовой составляющих.

В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следующие основные функции в системе профессионального образования, которые позволяют лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических дисциплин.

1. Научная функция. Формируя основные понятия и закономерности хозяйственной деятельности в системе профессионального образования, менеджмент позволяет теоретически осмыслить и практически освоить сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием рабочей силы.

2. Познавательная функция. Менеджмент помогает осмыслить закономерности управления экономикой, разобраться в сложных взаимосвязях различных экономических процессов, в сфере подготовки кадров для национального хозяйства.

3. Прогностическая функция. В менеджменте в процессах принятия решений важное значение имеют экономические прогнозы и вероятностные показатели, тенденции и направления научно-технического прогресса, варианты экономического роста и т.д.

4 Практическая функция. Познав закономерности развития экономических процессов в системе профессионального образования, менеджмент определяет пути реализации экономических идей, инновационных технологий в образовании.

Реализация основных функций менеджмента осуществляется в единстве с развитием и использованием экономических, естественных, математических, технических, педагогических, психологических, юридических и социальных дисциплин.

Курс «Менеджмент» — это учебная дисциплина, поэтому к нему неправомерно предъявлять такие же требования, как к соответствующей области экономической науки. Учебный курс включает вопросы, не имеющие прямого отношения к данной науке. В них обычно рассматриваются хозяйственные ситуации для иллюстрации и аргументации теоретических положений. Учебный курс содержит понятийный аппарат и методологию, которые обязательно присутствуют в данной области науки и в учебной дисциплине.

Цель и задачи курса "Менеджмент» — выработка у будущего менеджера конкретных знаний и практических- навыков, позволяющих управлять трудовой деятельностью персонала через систему мотивации труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, структурировать деятельность других людей, управлять организацией