1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
Стратегия - обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.
Стратегическое управление или стратегический менеджмент - деятельность по стратегическому управлению, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Рынок в стратегическом управлении представляет собой совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-либо товаров. Рынок - общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара или услуги.
Сущность стратегического менеджмента - это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, что в совокупности позволяет компании выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Отсутствие стратегического менеджмента на предприятии приводит к поражению в рыночной борьбе потому, что:
1) организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будут происходить качественные изменения. Попытка строить долгосрочные планы, в которых прописано, что и когда делать в перспективе, либо найти в исходный период решение на многие годы вперед - все это признаки нестратегического управления.
Стратегическое управление определяет, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемые цели в будущем, учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться. Должны определяться и осуществляться действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее. Организация должна уметь чутко реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем;
2) выработка при нестратегическом управлении программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе оказывается, что организация не в состоянии достичь своих целей, т.к. их достижение принципиально зависит от желаний и потребностей клиента, а также от действий конкурентов. Начинать планирование деятельности организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально их использовать - значит, полностью идти вразрез с принципами стратегического управления.
Миссия - это четко выраженная причина существований организации, её основная цель, смысл существования.
Миссий организации детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Формулировка миссии организации должна содержать;
1) задачу фирмы, определяющую ее основные услуги или изделия, ее основные рынки и основные технологии, т.е. какой предпринимательской деятельностью занимается организация;
2) внешнюю среду по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы;
3) культуру организации, т.е. какого типа рабочий климат существует внутри фирмы и какого типа людей привлекает этот климат.
Миссия организации может утратить четкость, т.к. по мере развития организации она добавляет в свой бизнес-портфель новые виды продукции или выходит на новые рынки. Миссия организации - это декларация, которую она разрабатывает, пытаясь определить свое предназначение, а затем доводит ее до сведения менеджеров, служащих и во многих случаях клиентов. Хорошо проработанная и продуманная декларация о миссии предоставляет персоналу организации возможность видеть и сознательно идти к намеченной цели, определять приоритеты деятельности и соизмерять возможности. Заявленная миссия организации направляет и организует коллективную работу служащих ее отделений в разных географических регионах.
Заявление о миссии компании отличается тремя основными чертами:
1) концентрацией внимания на ограниченном количестве целей;
2) выделением в заявлении миссии основных направлений политики и приоритетов компании;
3) определением миссией основных полей конкуренции, на которых компания осуществляет свои действия.
Наиболее удачным можно назвать такое определение миссии компании, в основе которого лежит идеальное представление, мечта задающая направление развития на ближайшие 10-20 лет.
Цели организации - это определенное состояние отдельных характеристик организации,достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Это исходная точка планирования.
1. Цели находятся в основании построения организационных отношений.
2. Цели лежат в основе системы мотивации, используемой в организации-
3. Цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Существует два типа целей с точки зрения периода для их достижения.
Долгосрочные цели - это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла (достигаются через 2-3 года).
Краткосрочные цели - цели, которые достигаются в течение 1 года. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как, кто, что и когда должно быть выполнено.
Между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
Цели организации устанавливаются исходя из своих интересов - доходов организации, работы с клиентами, потребностей и благосостояния сотрудников, социальной ответственности.
Направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели:
1) прибыльность, отражаемая в показателях типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.,
2) положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
3) производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.
Виды старатегий:
Стратегии концентрированного роста - стратегия усиления позиции на рынке; стратегия развития рынка; стратегия развития товара.
Стратегии интенсивного роста - стратегия обратной вертикальной интеграции; стратегия впередиидущей вертикальной интеграции.
Стратегии диверсифицированного роста - стратегия концентрированной диверсификации; стратегии конгломеративной диверсификации.
Стратегии сокращения - стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая", стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Выполнение стратегии не то же самое, что управление. Раз стратегия фирмы определена, то начинается рутинная работа по ее выполнению, которая далека от стратегического управления. В этом утверждении имеется большое заблуждение. Выполнение стратегии не играет роль пассивного по отношению к принятой стратегии средства проведения в жизнь. Выполнение стратегии может создавать организации трудности, а может дать организации шанс на успех.
Задачи выполнения стратегии:
1) установление приоритетности среди административных задач для того, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация (распределение ресурсов, установление организационных отношений, создание вспомогательных систем и т.д.);
2) установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами для того, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии;
3) выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.
Все три задачи решаются посредством изменения, т.е. изменение является сердцевиной выполнения стратегии. Это изменение называется стратегическим изменением.
Проведение изменений в организации приводит к тому, что в ней создаются условия, которые необходимы для осуществления выбранной стратегии. Необходимость и степень изменения зависят от готовности организации к эффективному осуществлению стратегии.
Основные факторы, определяющие изменения в организации:
1 состояние отрасли;
2 состояние организации;
3 состояние продукта;
4 состояние рынка.
Отличительные особенности стратегических изменений:
1) перестройка организации предполагает основательное изменение организации, затрагивающее ее миссию и культуру. Это происходит тогда, кода организация меняет свою отрасль и, соответственно, меняется ее продукт и место на рынке При осуществлении перестройки организации наблюдаются самые большие затруднения с выполнением стратегии. Огромная работа предстоит по созданию организационной культуры;
2) радикальное преобразование осуществляется на стадии внедрения стратегии, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения;
3) умеренное преобразование осуществляется тогда, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются производственного процесса, а также маркетинга;
4) обычные изменения связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность организации в целом. Неизменяемое функционирование организации происходит тогда, когда она неизменно реализует одну и ту же стратегию. При таком выполнении стратегии не требуется проводить никаких изменений потому что при определенных обстоятельствах организация может получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт.
Проведение стратегических изменений в организации является очень сложной задачей. Трудности решения этой задачи в первую очередь связаны с тем. что всякое изменение встречает сопротивление, которое иногда может быть столь сильным, что его не удается преодолеть тем, кто проводит изменения.
Для того чтобы провести изменения, необходимо:
1) вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление может встретить планируемое изменение,
2) уменьшить до минимума это сопротивление;
3) установить статус-кво нового состояния.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»