2. Разработка системы управления предприятием.
В глобальном смысле менеджмент ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации.
В задачи менеджмента входят разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.
Следует выделить следующее:
1) техническую область менеджмента организации (управление операциями);
2) социальную область менеджмента (управление трудовыми операциями);
3) рыночную область менеджмента (управление маркетингом).
Менеджмент как наука должен:
1) обеспечить цели и задачи управления;
2) разработать определенные мероприятия и способы по их достижению;
3) разделить задачи на различные виды операций;
4) распределить работы;
5) координировать взаимодействие различных подразделений внутри организации;
6) совершенствовать формальные иерархические структуры;
7) оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций;
8) искать эффективные системы мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления. В менеджменте также выделяют общие и специфические цели. Общие (стратегические) цели определяют концепцию развития организации в целом, направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия). Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.
Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, при сущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени, достижение намеченных результатов также является целью менеджмента. Менеджмент включает в себя:
1) организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;
3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
5) разработку стратегии развития организации и реализация ее;
6) определение целей развития организации;
7) выработку системы мероприятий для достижения намеченных целей;
8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Главный принцип менеджмента — эффективная деятельность предприятия на рынке. Поэтому необходимо управление предприятием путем постановки и реализации целей на основе учета оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы. Менеджмент представляет собой некую систему, которая предполагает наличие определенных взаимосвязанных элементов, — субъекта и объекта. Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческое воздействие в рамках организации для реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — все то, на что направлены управленческое воздействие субъекта менеджмента в рамках организации для реализации ее целей и задач. Объекты менеджмента:
1) человеческие ресурсы организации;
2) поставщики ресурсов для организации;
3) конкуренты организации;
4) информационное обеспечение;
5) финансы организации, т.е. непосредственно финансово-денежные потоки и управление ими.
Принципы менеджмента — это определенные закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления, т.е. это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности. Принципы менеджмента определяют требования к системе организации.
Основные системные принципы менеджмента:
1) целостность. Свойства системы находятся в определенной зависимости от составляющих ее элементов, которые образуют единое целое;
2) структурность. Определенная упорядоченность. Поведение системы обусловлено не столько поведением отдельных ее элементов, сколько свойствами ее структуры;
3) взаимозависимость структуры и среды. Система функционирует в процессе взаимодействия со средой (среда значительно воздействует на систему, но и система в свою очередь воздействует на среду);
4) иерархичность. Каждый элемент системы — это система, которая в свою очередь представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы;
5) множественность описания каждой системы, дающая различные точки зрения на представление о системе, что ставит задачи идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функций;
6) сочетание научности и творчества. Заключается в создании системы управлений и ее деятельности на строго научных основаниях, а также в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках;
7) целенаправленность. Предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели организации, а ее должны составлять цели каждого отдельного работника;
8) сочетание специализации и универсальности. Заключается в том, что к решению каждой проблемы необходим индивидуальный подход, но разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;
9) последовательность. Заключается в том, что действия необходимо выполнять в строго определенной последовательности во времени и пространстве, нарушение этой последовательности может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач;
10) непрерывность. Каждый вид деятельности является основой для следующего вида;
11) сочетание централизованного руководства и самоуправления. Выражается в определенной доле самостоятельности при принятии решений на более низком уровне, но в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера высшего звена;
12) концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также их способности взаимодействовать с коллегами. Это создает благоприятную психологическую атмосферу, определенную организационную культуру, с помощью которых облегчается процесс принятия решений и увеличивается эффективность работы;
13) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы. Выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью. Сам факт подобной ситуации сопряжен с произволом руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к. инициатива оказывается наказуемой;
14) состязательность участников управления. Предполагает стимулирование работников путем материального, морального и организационного поощрения;
15) предельно широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений. Решение, принятое т.о., более охотно и легко выполняется, чем-то, которое в приказном порядке исходит от руководства.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»