logo
МенеджментКЛ

3. Сущность организационных изменений и управление ими.

Управление конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие по устранению или минимизации причин, породивших конфликт, и на коррекцию поведенияучастников конфликта.

Процесс управления конфликтом требует тщатель­ного анализа фактических причин его возникновения. В зависимости от причин возникновения конфликта используют различную методику управления им.

Укрупненно можно представить методы управ­ления конфликтами как внутриличностные, струк­турные, межличностные,переговоры,агрессивные действия.

Внутриличностные. Это методы решения конф­ликта, связанные с воздействием на отдельную лич­ность. Внутриличностные методы основаны на умении личности организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая негативной реакции со стороны другого человека.

Структурные. Это методы, направленные на раз­решение организационных конфликтов. В рамках структурного подхода можно выделить четыре ме­тода разрешения конфликтов.

1. Разъяснение требований к работе — один из наиболее эффективных методов управления, заключаю­щийся в разъяснении того, какие результаты ожида­ются от каждого сотрудника и от структурного подраз­деления в целом. При использовании данного метода должны учитываться следующие параметры:

1} результаты, которые планируется достигнуть при

разрешении конфликта;

2) источники получения информации и ее дальней­шее применение;

3) распределение полномочий и ответственности;

4) четко определенные процедуры, правила и поли­тика.

2. Координационные и интеграционные. Меры, предполагающие применение координационного механизма.

3. Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей, требующих мобилизации усилий нескольких сотрудников, групп или отделов. Данный метод наце- лен на то, что руководители отделов будут принимать решения, приносящие пользу всей организации, а не только их собственной функциональной области.

4. Структура системы вознаграждений. Метод управления конфликтной ситуацией, основанный на использовании вознаграждения, с целью оказания влия­ние на поведение людей. Вознаграждение может осуществляться в виде премий, признания, повыше­ния по службе. Использование системы вознагражде­ний и поощрений помогает людям понять, как им сле­дует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

В рамках межличностного подхода к разреше­нию конфликтов можно выделить пять основных стилей разрешения конфликтов.

1. Уклонение — это способ разрешения конфлик­та, основанный на невмешательстве в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями, и уклонении от ситуации, которая провоцирует возникновение про--тиворечий.

2. Сглаживание — это убеждение в том, что проб­лему не стоит рассматривать в силу ее незначи­тельности. Игнорирование существования пробле­мы, лежащей в основе конфликта, приводит к ее нерешенности.

3. Решение проблемы — это готовность ознако­миться с различными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти способ решения, кото­рый подходит для всех сторон.

Переговоры — это выявление всех точек зрения по существующей проблеме и поиск компромисса. Компромисс — это принятие точки зрения другой стороной. Компромисс сводит к минимуму противо­стояние двух сторон и дает возможность быстро раз­решить конфликт.

Агрессивные действия. Эта группа методов при­меняется в тех случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп. Для этого метода характерно принуждение. Принуждение — метод, представляю­щий собой попытку одной стороны любой ценой заста­вить принять точку зрения другой стороны. Главный недостаток этого стиля заключается в том, что он по­давляет инициативу подчиненных, создает условия, в которых будут учтены не все важные точки зрения.

Стресс — это психологическое состояние челове­ка, в котором он испытывает сильное напряжение, страдание и давление, приводящее к состоянию эмо­ционального дискомфорта.

Выделяют следующие основные факторы, вызы­вающие стресс:

1) факторы, связанные с работой;

а) организационные факторы (перегрузка, недо­грузка, безработица и т.д.);

б) предъявление к работнику противоречивых тре­бований, различия в ценностях;

в) неинтересная работа;

г) плохие условия труда;

д) плохая коммуникация и мотивация;

2) личностные факторы — индивидуальные свой­ства нервной системы,

Стрессовые ситуации можно различать по таким признакам,как:

1) невозможность сосредоточиться на работе;

2.) частые ошибки;

3) расстройство памяти;

4) постоянная усталость;

5)нарушения речи;

6) ^частые головные боли;

7) повышенная возбудимость и обидчивость;

8) злоупотребление вредными привычками;

9) потеря чувства юмора;

1С) постоянное ощущение голода или его отсутствие.

Менеджеру следует внимательно относиться к сво­им подчиненным и стремиться предвидеть и предот­вратить наступление стресса и его негативных послед­ствий. Существует несколько способов, с помощью которых менеджер может обнаружить стресс:

1) использование тестов и опросов;

2) выявление неожиданных, необъяснимых измене­ний в настроении сотрудников;

3) отслеживание повышенной эмоциональности и на­пряженности.

Стресс в основном ассоциируется с негативными реакциями, т.к. существенно снижает эффективность работы человека, увеличивает затраты на достиже­ние целей организации. Нежелательных последствий стресса можно избежать, если уметь к нему приспо­собиться. Существует два способа, позволяющих приспособиться к стрессам:

1) способ, связанный с изменением методов, орга­низации, технологии и структуры производства и других условий, — устранение источника стресса;

2) способ, имеющий непосредственное отношение

к стрессам и состоящий в том, чтобы попытаться

справиться с ними индивидуально.

Стрессы в жизни неизбежны, но опасность они при­обретают только в том случае, если оказываются слиш­ком длительными.

Стресс может иметь и положительное значение, т.к. он может быть вызван сложной ситуацией, которая будет способствовать мобилизации усилий человека для ее решения, что повышает скорость выполнения ра­бот, открывает новый этап в развитии человека. Пове­дение человека по отношению к причинам стресса при­обретает защитный или атакующий характер.

Выделяют следующие виды стресса:

1) физиологический стресс. Основной причиной та­кого стресса является физическое переутомление, связанное с тяжелыми нагрузками, недосыпанием или недоеданием человека. Способы устранения данного стресса являются наиболее простыми. Но этот вид стресса является самым опасным, если вовремя не принять меры к его устранению;

2) психологический стресс. Этот стресс вызван негативными отношениями с окружающими, не­уверенностью в будущем; ^

3) эмоциональный стресс. Причиной этого стресса являются негативные эмоции, переполняющие че­ловека (например, чувства страха, неуверенности, подавленности);

4) информационный стресс. Возникает в результа­те отсутствия или переизбытка информации. Слишком большое количество негативной инфор­мации заставляет человека переживать и нахо­диться в напряжении так же, как и недостаток нуж­ной информации.

5) управленческий стресс. Возникает при слишком высокой степени ответственности за предпринимае­мые действия и решения, что не соответствуют долж­ности человека или его моральной устойчивости.