3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
Решение может приниматься в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности и в изменяющихся условиях ,
Условия риска — существование вероятности наступления некоторых событий, которые могут привести к неблагоприятному исходу дела. Случайности принимаемых решений и варианты последствий при условиях неопределенности неизвестны.
Изменяющиеся условия. Принятие решения в условиях, которые время от времени меняются, — это подвижная ситуация, в которой вынуждено работать предприятие. В таких условиях следует уделять особое внимание сбору подробной информации, причем делать это необходимо как можно оперативнее и точнее.
Риск — важный элемент переходных экономических отношений, самых основных в финансовой и производственной деятельности предприятий. Современная рыночная среда немыслима без риска.
Риск — вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению»; прогнозируемыми, угроза потери части своих ресурсов, недополучения доходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Ситуация риска — качественно и количественно определяемая степень вероятности того или иного варианта обстоятельств или условий, способствующих или препятствующих осуществлению данного действия. Условия рискованной ситуации (основные черты риска):
1) наличие неопределенности;
2| необходимость выбора;
3) возможность оценить вероятность осуществления
альтернатив.
Основные причины или источники риска:
1) спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, мороз, гололед и др.);
2) случайность. В сходных условиях одно и то же событие происходит неодинаково из-за вероятностной сущности многих социально-экономических и технологических процессов, т.е. имеет место элемент случайности. Поэтому невозможно однозначно предви-деть наступление предполагаемого результата;
3) наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов(войны и межнациональные конфликты, конкуренция и простое несовпадение интересов);
4) вероятностный характер НТП (научно-технической революции). Общее направление НТП предсказать можно, но нельзя заранее определить конкретные последствия тех или иных научных открытий;
5) неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимаются решения. При объективном существовании риска и связанных
с ним финансовых, моральных и других потерь возни- кает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим способом учитывать риск при принятии и реализации управленческих решений.
Управление риском — совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последний наступления таких событий.
Объект управления риском — риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.
Субъект управления риском — специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.
Главные задачи специалиста по риску: обнаружение областей повышенного риска, оценка риска, анализ приемлемости данного уровня риска для организации, если необходимо, то разработка мер по предупреждению или снижению риска, а если рисковое событие уже произошло, то принятие мер по максимально возможному возмещению причиненного ущерба.
Управляя риском, надо помнить, что:
1) нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
2 необходимо думать о последствиях риска;
3 нельзя рисковать многим ради малого;
4 надо определить максимально возможный объем убытка в случае наступления рискового события;
5) нужно сопоставить его с объемом вкладываемого капитала и всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведут ли эти убытки к банкротству предприятия. Методы управления риском:
1) избежание риска — отказ от реализации мероприятия, связанного с риском;
2) снижение степени риска — сокращение вероятности и объема потерь. Передача риска — способ снижения риска;
3) принятие риска — оставление всего или части риска за предпринимателем, т.е. на его ответственности.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»