1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
Существуют две точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношениях с общественной средой, чтобы считаться социально-ответственными. Согласно первой точке зрения, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, при этом не нарушая законов и норм государственного регулирования, т.е. преследует только экономические цели. Суть другой точки зрения в том, что организация должна преследовать не только экономические цели, но учитывать человеческие и социальные факторы воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в той среде, где происходит ее деятельность. Эта точка зрения отражает мнение о том, что общественность ожидает от современных организаций не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.
Существует несколько мнений, что следует понимать под концепцией социальной ответственности. Так, одни рассматривают организацию как целостный экономический механизм, который обязан заботиться об эффективности своих ресурсов. Поступая так, организация выполняет лишь экономическую функцию производства продукции и услуг, которые необходимы для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров. Роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману. С другой стороны, бытует мнение, согласно которому организация — это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, современная организация является сложным механизмом, имеющим многие составляющие, от которых зависит жизнеспособность организации. Это и местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Таким образом, среда сильно влияет на достижение целей, которые поставила перед собой организация, и для их достижения ей необходимо уравновешивать экономические цели и социальные интересы.
Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не может делать организация. По каждому вопросу существует сотни и тысячи законов и нормативов. Организация, подчиняющаяся всем этим актам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом она не обязательно будет считаться и социально ответственной.
Когда мы говорим об ответственности бизнеса, то в действительности имеем в виду ответственность менеджеров, системы менеджмента. Бизнес сам по себе относится как к государственным, так и к частным и к коммерческим фирмам - не думает, не чувствует, не делает выбора. Это всего лишь структура, рамки, в пределах которых люди ведут себя определенным образом. Поэтому в фокусе нашего обсуждения должны находиться менеджеры как личности. Кому они подотчетны? Как должны поступать, оказавшись перед необходимостью выбора, имеющего определенные социальные последствия?
Рассмотрим вначале юридические обязанности менеджера.
Обязанность соблюдать законы. Деятельность менеджера не должна идти вразрез с конституцией и законами государства. Соблюдение закона — обязанность менеджера. При этом помимо гражданских законов, он должен исполнять ряд специфических законов, регулирующих деятельность организации.
Конечно, менеджеры не всегда законопослушны. Кое-кто из них преступает закон, у некоторых это входит в привычку, однако из этого не следует делать вывод, что так поступают все.
Обязанность выполнять условия контрактов. Контракты накладывают на менеджмент многочисленные и разнообразные обязанности. Во-первых, менеджеры ответственны перед людь-
ми, на которых они работают, а именно, перед собственниками фирм. Если речь идет о корпорации1, где собственность отделена от управления, то ее законными владельцами являются держатели акций. Акционеры инвестируют капитал, необходимый для начала деятельности фирмы, и взамен получают часть ее прибылей. Акционеры избирают совет директоров, который, в свою очередь, назначает менеджеров для управления текущей деятельностью фирмы. Менеджеры корпорации несут, таким образом, прямую ответственность перед советом директоров и косвенную — перед акционерами.
Менеджера нанимают затем, чтобы вести дело в интересах владельцев фирмы. Извлечение прибыли — главное, что от них требуется. Стремиться к личной власти и престижу, пускаться в рискованные операции с чужим капиталом, равно как проявлять чрезмерную осторожность, не входит в обязанности менеджера. Менеджер должен поддерживать хорошие отношения с рабочими, потребителями и местной общиной. Вступая в контакт с ними, менеджер действует как законный представитель собственников капитала, а не как нейтральный посредник между фирмой и третьими лицами. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, совет директоров вправе его уволить.
В фирмах, где собственник является одновременно менеджером, ответственность управляющего не находится в жесткой зависимости от размера получаемой прибыли, поскольку прибыль подчас не является единственной целью деятельности таких фирм. Если менеджер предпочитает пожертвовать частью потенциальной прибыли в обмен на удовлетворение, полученное от работы на себя, это — его право.
Во-вторых, помимо обязанностей по отношению к собственникам, у менеджера есть определенные обязательства перед клиентами. Хорошие отношения с клиентом - залог прибыльности фирмы. Многие менеджеры ставят это обязательство на первое место, полагая, что о прибыли не может быть и речи если клиент уходит неудовлетворенным. Основная обязанность фирмы по отношению к клиентам — снабжать их товарами и услугами, обладающими теми свойствами, о которых фирма информирует потребителя. В противном случае имеет место обман, который карается как уголовное преступление.
Кроме обязанности предоставлять правдивую информацию о товаре, фирма может иметь ряд других обязательств перед клиентами, связанных со сроками поставок, предоставлением дополнительных услуг, гарантий и т.п.
В третьих, в обязанности менеджера входит выполнение контрактных обязательств перед наемным персоналом. Контракты могут касаться размеров заработной платы, пенсий, премий, сроков пребывания в должности, продвижения по службе и т. д. В небольших фирмах контракты заключаются без формальностей; бывает достаточно простого рукопожатия, но ответственность от этого не становится меньше. Вдобавок к условиям, оговоренным в контракте, управляющий должен соблюдать законы, регулирующие продолжительность рабочего дня, условий труда и т.п.
Вот тот далеко не полный перечень обязанностей, налагаемых на менеджера различными контрактами. Существуют еще обязательства перед поставщиками, федеральными и местными властями, местной общиной. Принцип в любом случае остается незыблемым; раз контракт заключен, обязанность менеджера — действовать в соответствии с его условиями.
Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Например, организация может выступать спонсором спортивных состязаний, театральных постановок, т.е. поступать социально ответственно. Однако одновременно она может нарушать закон, занимаясь лживой рекламой, не соблюдать экологические требования к производству; такое поведение организации нельзя считать даже юридически ответственным.
Юридический долг менеджера — соблюдение закона, выполнение контракта. Но можно ли на этом ставить точку? Со времен промышленной революции критики системы предпринимательства настаивают на том, что нельзя. Сегодняшние защитники прав потребителей, сторонники экологического движения призывают предпринимателей глубоко проникнуться социальной ответственностью. Мы рассмотрим два аспекта данной
проблемы — ответственность менеджера за экологические последствия своей деятельности и ответственность перед потребителями.
Загрязнение окружающей среды. Естественная среда обитания — чистый воздух, вода, зоны отдыха — наше величайшее достояние. Природа очень хрупка; вода и воздух загрязняются, леса вырубаются и во всем этом винят бизнес. Бизнес упрекают по двум причинам. Во-первых, предприятия сами по себе являются источником загрязнения и разрушения природы. Во-вторых, хотя значительная часть загрязнений лежит на совести потребителей, предпринимателей обвиняют в производстве не-экологичных товаров, имея в виду необратимую упаковку, неэкономичные автомобили и т.д. Производственная деятельность, по-видимому, всегда будет оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Но ее можно вести с ббльшими или меньшими издержками; экологическая ответственность предполагает поиск лучших вариантов решения этой проблемы.
Ответственность перед потребителями. По мнению критиков предпринимательства, бизнес мог бы с большей ответственностью относиться к потребителям. Жалобы потребителей на низкое качество товаров и их опасность для жизни не новы. Новое — возникновение политически активного движения защиты прав потребителей, способного оказывать давление на предпринимателей через средства массовой информации, лобби, а иногда и прямым действием.
Плохое качество продукта — основная причина недовольства активистов этого движения. Импортные товары преподносятся как стандарты качества, которым российские предприниматели должны следовать, но не делают этого. Еще большую озабоченность вызывает безопасность товаров. Предпринимателей обвиняют в продаже слишком соленой или чрезмерно жирной пиши, автомобилей, не отвечающих требованиям безопасности движения. Не избежала сей участи и сфера услуг, вызывающая нарекания из-за высоких цен и пренебрежения интересами отдельных групп потребителей.
Вряд ли найдется менеджер, который с искренней симпатией относится к загрязнению окружающей среды, недоброкачественным товарам и обману потребителей. Никто, даже самый красноречивый оппонент частного предпринимательства, не отважится утверждать, что менеджеры ведут себя без должной ответственности потому, что им так нравится. Чаще говорят, что ответственность перед обществом приносится в жертву прибыли.
С точки зрения общества, любой ущерб, который потенциально может быть нанесен природе, необходимо сопоставлять со стоимостью продукта. Исходя из этого, должны приниматься решения; что, как и где производить. Но есть у менеджеров хоть какой-нибудь стимул принимать в расчет соображения экологического порядка? К счастью, они делают это. Например, многие фирмы приходят к пониманию того, что будет трудно привлечь наемный персонал для работы в районах с неблагополучной экологической обстановкой. Выплата надбавок за работу в загрязненной местности сопряжена с высокими издержками. Оздоровление городской среды может оказаться более выгодным для фирмы или группы фирм. Однако есть немало других примеров, когда экологическая ответственность вступает в противоречие с обязанностью добиваться прибыльности фирмы. Проблема возникает всякий раз, когда издержки, связанные с ущербом, наносимым природе, ложатся на плечи не виновника загрязнения, а других фирм или общества в целом. Экономисты называют такие издержки внешними в отличие от внутренних, которые возмещает сама фирма. Фирма, загрязняющая окрестности, где проживают ее рабочие, несет внутренние расходы (издержки) в размере выплаченной компенсации. Но случается так, что предприятие, отравляющее реку, наносит существенный ущерб природе ниже по течению и сравнительно незначительный в непосредственной близости от себя. Тем самым данное предприятие перекладывает издержки, связанные с охраной окружающей среды, на другие организации.
В принципе, все организации «дискриминируют» желающих получить работу в зависимости от способностей, ;фовня образования, квалификации. Выбирая между двумя претендентами на должность, организация отдает предпочтение более умелому. Однако социальной проблемой дискриминация становится тогда, когда она базируется на различиях, не имеющих отношения к производительности, в частности, расовых или половых.
Дискриминация по национальному или половому признаку редко приносит прибыль. Фирма, отказывающаяся от услуг более квалифицированного работника в пользу менее обученного, лишает себя преимуществ в конкурентной борьбе. Тем не менее, дискриминация на рынке труда сохраняется. На то существуют, по меньшей мере, две причины. Во-первых, менеджер может прибегать к дискриминации, находясь в плену предрассудков. В этом случае его действия безответственны, поскольку он лишает собственников фирмы части потенциальной прибыли. Менеджер, действительно стремящийся к прибыли, должен ориентироваться на результаты вступительных тестов и уровень образования претендента на рабочее место.
Авторы книг по проблемам менеджмента единодушны в том, что доброкачественный товар или услуги — самый надежный путь к прибыли. Но если это так, чем объяснить непрекращающуюся критику со стороны активистов союзов потребителей? И отчего плохое качество связывают со стремлением к прибыли? Здесь можно отметить три группы проблем.
Во-первых, не все организации отличаются умелым управлением. В некоторых оно поставлено из рук вон плохо. Такие организации не следят за изменениями запросов покупателей, а если и делают это, то ничего не предпринимают для их удовлетворения. Плохие отношения с рабочими имеют своим результатом полнейшее равнодушие непосредственных производителей к качеству. Медленно внедряются технические идеи, позволяющие снизить издержки.
Во-вторых, прибыль и удовлетворение идут рука об руку там, где играют по правилам. Тем не менее, всегда находятся бизнесмены, которые не желают им следовать и упорно идут на обман. Конечно, потребители защищаются. Их главное оружие — отказ от повторных покупок фальсифицированного товара. Кроме того, существуют суровые законы, карающие за обман. Увы, не для всех они являются сдерживающим фактором.
В-третьих, организации упрекают за то, что они идут на поводу у потребителя вместо того, чтобы воспитывать его.
Выше мы говорили об ответственности бизнеса. Но картина будет неполной, если обойти молчанием вопрос об ответственности правительства перед обществом и предпринимателями.
Главная обязанность правительства — определять правила игры и добиваться их соблюдения. Разумеется, речь идет не о произвольном наборе правил. В идеале правительство должно сделать так, чтобы процветал только тот бизнес, который приносит пользу обществу.
Любая предпринимательская деятельность сопряжена с использованием ресурсов. Если последние находятся в частных руках, роль правительства заключается в том, чтобы помочь их владельцу реализовать свое право собственности. В жизни, однако, самые острые экологические проблемы возникают в связи с использованием ресурсов, находящихся не в частном, а в общем пользовании — воздух, вода, государственные земли. Нельзя, чтобы предприниматели воспринимали эти блага как дармовые. Предложено много способов осуществления контроля за использованием общественных ресурсов: законы об охране окружающей среды, взимание платы с частных лиц за пользование общественными ресурсами, приватизация государственной собственности посредством аукционов с возложением на новых собственников обязанности следить за сохранностью приобретенных ресурсов. Экологическая политика государства находится в стадии выработки и много еще предстоит сделать. То же можно сказать и в отношении проблемы защиты прав потребителя. И здесь ряд проблем ждет своего разрешения. Нужно ли, к примеру, принимать меры по защите от иностранной конкуренции, если платой за это будут более высокие цены и сужение возможности потребительского выбора? Не все ясно и в вопросе о безопасности того или иного товара для здоровья. Как, скажем, быть с наркотиками, которые, с одной стороны, губительны для человека, а с другой стороны, совершенно необходимы определенным категориям больных? Эти и подобные вопросы постоянно исходят от сторонников движения защиты прав потребителей.
Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.
Аргументы в пользу социальной ответственности.
• благоприятные долгосрочные перспективы для бизнеса --социальные действия организаций, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в их собственных интересах в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе, более благополучном с социальной точки зрения, благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ организации;
• изменение потребностей и ожиданий широкой публики — связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х гг. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой;
• наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем — поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды;
• моральное обязательство вести себя социально ответственно — организация является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять ее поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственно, способствуя укреплению моральных основ общества. Поскольку законы не могут охватить все случаи
жизни, предприятия должны поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.
Аргументы против социальной ответственности.
• нарушение принципа максимизации прибыли — направление части ресурсов на социальные нужды противоречат принципу максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредотачиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам;
• высокие расходы на социальную вовлеченность — средства, направленные на социальные нужды, являются для предприятий издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен- Кроме того, организации, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции;
• недостаточный уровень отчетности широкой публике — рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо — их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными;
• недостаток умения разрешать социальные проблемы — персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
В условиях формирования рыночных отношений в России особенно актуальной проблемой становится этичность современного менеджмента.
В центре проблемы социальной ответственности находятся личные ценности (общие убеждения относительно добра и зла). Люди полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность, — альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей.
Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все россияне, скорее всего, считают, что неэтично давать взятку чиновнику ради получения контракта, В этом случае неэтичны средства.
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:
• конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;
• усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е, в квартальных отчетах;
• неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
• общее снижение значения этики в российском обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;
• нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих,
Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.
Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которыми, по мнению организации, должны руководствоваться ее работники. Они разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решения.
Комитеты по этике создаются на постоянной основе в не' которых организациях для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката -- выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функций «социальной совести» организации.
Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организаций. Рассматривая текущее состояние метода социальной ревизии, исследователи указывают, что метод пережил период повышенного интереса и быстрого развития, достиг пикового состояния, лишившись кое-где исходных целей, и, в конечном счете, институционизировался в формах несколько менее амбициозных, чем предсказывали наиболее активные его последователи. Единственные заметные следы этой активности, — это почти универсальные, но в высшей мере избирательные «социальные разоблачения», содержащиеся в годовых отчетах ведущих корпораций, для оценки действий которых используется, среди прочего, индекс «ответственности перед сообществом и средой обитания» в качестве элемента совокупной схемы ранжирования.
Обучение этичному поведению используется организациями для повышения показателей этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на вузовском уровне — еще одна форма обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.
Организации гораздо более озабочены этикой сегодня, чем в прошлом; они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику. Несмотря на то, что ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного и противоправного поведения работников организаций любого типа, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противоположных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения, организации могут и должны иметь возможность повышать свои этические стандарты.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»