logo
МенеджментКЛ

2..Этика делового общения.

Профессиональная роль любого сотрудника организации неразрывно связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение этики деловых отношении является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Этика — это свод незафиксированных и необязательных правил и норм, в то же время их неисполнение может привести к отторжению индивида обществом. Это одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Впервые ввел данный термин Аристотель.

Этика бизнеса — это не только понятие морали, но и инструмент, с помощью которого менеджер принимает свои решения. В России деловая этика только лишь совокупность моральных принципов.

Для каждого типа организаций, с которыми приходится взаимодействовать, необходимо вырабатывать определенную стратегию поведения. Но существует ряд постулатов, которым надо следовать по отношению к любой организации:

1) уважение к фирме вне зависимости от того, является ли она конкурентом или нет;

2) запрет на антирекламу деятельности данной фирмы;

3) развитие партнерских отношений, т.к. когда-либо вам может понадобиться поддержка этой организации.

Существуют определенные причины, по которым в последнее время происходит расширение неэтичной деловой практики.

Американские менеджеры считают причинами:

1) конкурентную борьбу, которая оттесняет на второй план этические соображения;

2) усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах;

3) неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

4) общее снижение значения этики в обществе, что исподволь оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте;

5) нажим со стороны руководителей на рядовых ра­ботников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.

Российские менеджеры дополнительно указывают следующие причины неэтичной практики ведения дел:

1) коррупцию;

2) влияние организованной преступности;

3) низкую квалификацию и непрофессионализм менеджмента;

4) несовершенство законодательства.

Этика осуществляется на нескольких уровнях.

На мировом уровне менеджер осуществляет свои рабочие функции на основе общечеловеческих ценностей, которые зафиксированы в принципах международного бизнеса — Всемирном этическом кодексе, примятом в 1984 г, в Швейцарии.

На макроуровне реализуются моральные принципы в соответствии с отраслевым или национальным кодексом, бизнес-этикой, включая уважение к частной собственности и свободной конкуренции, представление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда.

На микроуровне реализуются моральные нормы в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов. Здесь происходит решение этических проблем частного характера.

Когда возникает вопрос этической оправданности принимаемого решения, то оно оценивается с точки зрения отношения лиц, получающих от него пользу и вред. Если количество лиц, получающих пользу, больше, чем получающих вред, то решение оправданно.

В организации разработка и культивирование этических норм являются не только желательными, но и практически необходимыми. При наличии системы этики межорганизационных отношений возможно добиться того, что персонал будет удовлетворен своей деятельностью, получит моральное удовольствие от работы, привлекательность организации в глазах общественности возрастет. Как следствие этого, будет повышена прибыльность компании.