logo
МенеджментКЛ

2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс — это сложное по­нятие, включающее в себя способы и методы обме­на информацией между людьми с целью обеспече­ния понимания и усвоения информации, являющейся предметом сообщения.

В процессе коммуникации выделяют четыре ба­зовых элемента:

1) отправителя — лицо, являющееся создателем идеи, собирающее информацию и передающее ее другим лицам;

2) сообщение — закодированная с помощью символов информация, подлежащая дальнейшей передаче;

3) канал передачи информации — это средства и спо­собы передачи информации;

4) получателя—лицо, которому предназначена пере­даваемая информация.

В процессе обмена информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов:

1 зарождение идеи;

2 кодирование и выбор канала;

3 передачу;

4 декодирование.

Зарождение идеи является начальным этапом коммуникационного процесса, на котором отправи­тель информации принимает решение о том, что идею или информационное сообщение необходимо сделать предметом обмена. На этом этапе большое значение придается формированию и формулиров­ке сообщения. На этапе зарождения идеи сама идея, являющаяся в дальнейшем предметом обмена, еще не преобразована в слова, не приобрела той формы, в которой будет передана. Отправитель решил толь­ко, какую именно концепцию, идею сделать предме­том обмена информацией. У отправителя должна воз­никнуть уверенность в необходимости передачи информации, уместности и актуальности передавае­мых идей с учетом конкретной ситуации и цели.

Кодирование и выбор канала работы на этом этапе заключается в том, что отправитель с помощью символов кодирует предаваемую информацию, и&-пользуя для этого вербальные и невербальные сим- волы. В процессе кодирования идея приобретает доступную и понятную форму сообщения. В качестве кодирующего языка выступает не только какой-то конкретный язык (русский, английский), но и терми­ны, профессионализмы.

После завершения кодирования выбирается канал передачи, соответствующийтипам символов, исполь­зованных для кодирования. Ктаким каналам можно от­нести передачу информации с помощью речи, письмен­ных материалов, а также электронных средств связи, включая компьютерную сеть, электронную почту, видео­фильмы и др. Канал, используемый для передачи ин­формации, должен точно соответствовать идее, заро­дившейся на первом этапе, в противном случае обмен информацией будет менее эффективным.

При выборе канала не следует ограничиваться только одни каналом, можно использовать сразу не­сколько каналов. Максимальный эффект может быть достигнут при использовании двух или большего чис­ла средств коммуникаций. Практика показывают, что одновременное использование сообщений в устной и письменной форме всегда эффективнее.

Передача информации заключается в использо­вании выбранного канала для доставки сообщения получателю. Речь идет о физической передаче сооб­щения, которая является одним из этапов, через ко­торые необходимо пройти, чтобы донести идею до получателя.

Декодирование представляет собой перевод символов отправителя в мысли получателя. Информа­ция, передаваемая отправителем, должна быть пере­дана получателю с- минимальными потерями как в смысловом значении, так и в своем объеме. Когда информация передается от руководителя нижестоя­щим сотрудникам,необходимо проверить, выполне­но ли то, что от них требовалось, и насколько полно это сделано, т.к. это в некоторой степени является показателем качества полученной ими информации. Если передаваемая информация получена с искаже­ниями или же не полностью, можно повторить процесс передачи, изменив при этом вид кодировки и канал.

Коммуникация — это замкнутый процесс, в кото­ром можно при наличии определенных навыков от­следить степень его эффективности.