logo
МенеджментКЛ

Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.

Основные понятия: Понятие коммуникаций, их система, виды и особенности. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Формальные и неформальные коммуникации. Барьеры в коммуникационном процессе. Пути совершенствования коммуникаций и роль менеджеров в оптимизации этого процесса.

Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз». Работа менеджеров с основными группами общественности.

Лекционное занятие (2 часа)

1. Понятие коммуникаций, их система, виды и особенности.

2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.

3. Барьеры в коммуникационном процессе.

4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».

1. Понятие коммуникаций, их система, виды и особенности.

В переводе с английского языка коммуникация зна­чит «передавать», «сообщать». Исходя из этого ком­муникация представляет собой процесс передачи информации, опыта и сведений от одного человека к другому. Процесс коммуникации, или общение, предполагает, что менеджер прежде всего делится информацией.

Коммуникации позволяют координировать дея­тельность как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты, поэтому коммуникация имеет большое значение для эффективного функциониро­вания предприятия.

Существует два вида коммуникаций:

11 внешние;

2) внутренние.

Внешние коммуникации представляют собой об­мен информацией, происходящий между предприяти­ем и внешней средой. Такой обмен позволяет предпри­ятию знать потребности потенциальных покупателей, анализировать деятельность посредников и конкурен­тов, атакже отслеживать новые технологии, изменения в науке. От организации коммуникации зависит эффек­тивность работы фирмы. Чем выше скорость передачи информации на предприятии и чем она достовернее, тем продуктивнее оно работает.

Внутренние коммуникации — это обмен инфор­мацией, происходящий внутри фирмы, между ее структурными подразделениями.

Различают два вида внутренних коммуникаций:

1) вертикальные;

2) горизонтальные.

Горизонтальные коммуникации представляют собой процесс передачи информации между сотруд­никами одного уровня (линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации осуществляются с целью обмена ре­зультатами работы,опытом и навыками.

Вертикальные коммуникации — это обмен ин­формацией между сотрудниками разных рангов (между руководителем и подчиненным).

Вертикальные коммуникации бывают двух видов;

восходящие и нисходящие.

Восходящие коммуникации представляют со­бой процесс передачи информации от подчиненных к руководителю в виде отчетов о деятельности струк- • турного подразделения, комплексных планов и рацио­нализаторских предложений.

Нисходящие коммуникации — это передача ин­формации от руководителя к подчиненным в виде :

каких-либо указаний.

Помимо основного разделения коммуникаций на ;

внутренние и внешние, существует подразделение на вербальные и невербальные. Вербальные ком- ;

муникации представляют собой процесс общения с целью передачи информации при помощи слов, ;

которые могут бытъдоведеныдо адресата как в письмен- . ной, так и в устной форме. На предприятии боль- , шое внимание уделяется письменной форме ' передачи информации, которая называется доку­ментооборотом. Каждая производственная опера­ция, осуществляемая на предприятии, фиксируется в письменном виде. Такой способ отражения инфор- . мации является более наглядным и дает возмож­ность анализа текущей деятельности организации • с точки зрения соответствия реальных показателей планируемым. Немаловажное значение это имеет при судебных разбирательствах, т.к. во внимание берутся не устные договоренности, а письменные доказательства.

Невербальные коммуникации представляют собой общение с помощью мимики, жестов, взгля- ' дов. Невербальные способы общения сами по себе используются редко, особенно если речь идет о де­ловых переговорах. Но хороший психолог всегда по выражению лица собеседника, по его жестам смо­жет узнать его истинное отношение к обсуждаемо­му вопросу и намерения, все дело в том, что не­вербальные символы являются подсознательным проявлением и человек редко умеет контролиро­вать свои эмоции. Чаще всего в процессе общения невербальные символы дополняются вербальными, но могут и противоречить друг другу. В настоящее время невербальному общению уделяется особое внимание, т.к. оно более достоверно характеризу­ет человека как личность и выявляет его истинные намерения.