logo
МенеджментКЛ

2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.

Планирование — это задача в плане показать то, что необходимо достичь, какими способами, сообра­зуясь со временем и пространством. >

Планирование определяет перспективу разви­тия и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, взятых вместе, является активным управленческим процессом ока­зания воздействия на систему, усиливает темпы раз­вития производства, способствует мобилизации до­полнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воз­действия на весь процесс производства. Руковод­ство принимает обоснованные и систематизирован­ные перспективные планы, для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за оши­бочной или недостоверной информации.

В широком смысле слова планирование — это деятельность по выработке и принятию управленче­ского решения.

Уровень и качество планирования определяют­ся следующими важнейшими условиями:

1) компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;

2) квалификацией специалистов, работающих в функ­циональных подразделениях;

3) наличием информационной базы и обеспеченно­стью компьютерной техники.

Планирование предполагает обоснованный на­бор целей; определение политики; разработку мер и мероприятии (образа действий); методов достиже­ния целей; обеспечение основы для принятия после­дующих долгосрочных решений.

Планирование — это начальный этап управления, представляющий собой не единственный акт, а про­цесс, продолжающийся до завершения планируемо­го комплекса операций.

Планирование включает определение:

1) конечных и промежуточных целей;

2) задач, решить которые необходимо для достиже­ния целей;

3) средств и способов их решения;

4) требуемых ресурсов, их источников и способа рас­пределения.

Различают три вида планирования: стратеги­ческое (более 10 лет); среднесрочное (от 1 года до 10 лет); тактическое (до 1 года).

Планирование необходимо для достижения орга­низацией таких целей,как:

1 повышение контролируемой доли рынка;

2 предвидение требований потребителя;

3 выпуск продукции более высокого качества;

4 обеспечение согласованных сроков поставок;

5 установление уровня цен с учетом условий конку­ренции;

6) поддержание репутации фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от дея­тельности, которой она занимается. В целом, зада­чи стратегического планирования любой организации сводятся к:

1) планированию роста прибыли;

2) планированию издержек предприятия и, как след­ствие, их уменьшению;

3) увеличению доли рынка, увеличению доли продаж;

4) обеспечению необходимым количественным и ка­чественным составом персонала;

5) улучшению социальной политики организации. '

Особенности планирования. Описание или объяснение многих экономических явлений представ­ляет собой процесс решения неточной задачи, бази­рующейся на субъективных оценках. Если производ­ственный процесс можно описать с помощью математических формул, внося в них определенные коррективы, то, например, при планировании хозяй­ственной деятельности предприятия математические методы уже не дают необходимой точности. Напри­мер, нельзя (или во всяком случае очень рискованно) рассчитать сбыт продукции на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат. В этом, а также во многих других случаях нет объективного кри­терия, позволяющего сделать прогноз надежным.

Если наряду с объективными данными приходит­ся использовать субъективную информацию, то воз­никает потребность в соответствующем методологи­ческом обеспечении обработки собранных данных.