1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
Управленческое решение представляет собой целесообразность осуществления какого-либо действия, направленного на достижение цели организации. Принятие управленческих решений является одной из важнейших функций в деятельности менеджера.
Объектами управленческого решения являются проблемы и вопросы, имеющие непосредственное отношение к производству и его организации.
Субъектами управленческих решений являются менеджер, принимающий решение, структурные подразделения организации и организация в целом.
Понятие управленческое решение может быть рассмотрено в трех основных аспектах:
1) как выбор при решении проблемы:
2) как процесс принятия и реализации решенияс целью прояснения какого-либо вопроса;
3) как постановление, приказ и т.д.
Выделяют такие требования, предъявляемые к принятию управленческих решении, как:
1) правомерность — принятие решения, не противоречащего существующему законодательству;
2) обоснованность — целесообразность принятия определенного решения и наличие возможности его реализовать;
3) своевременность—оперативность и актуальность принимаемого решения, с тем чтобы его реализация принесла максимальный эффект;
4) обеспеченность ресурсами — наличие определенных информационных, материальных и человеческих ресурсов, необходимых для реализации принятого решения;
5) непротиворечивость — отсутствие противоречий
ранее принятым решениям;
6) ясность и лаконичность — недопустимость двойственного толкования решений. Все управленческие решения можно классифицировать по нескольким основным критериям. 1. По масштабам:
1) глобальные. Такие решения являются обязательными для исполнения всей организации;
2) локальные. Затрагивают конкретные структурные подразделения предприятия, определенные сферы его деятельности
2. По продолжительности периода реализации:
1) краткосрочные. Принимаются на период менее года;
2) среднесрочные. Принимаются на период от 1 года до 5 лет;
3) долгосрочные. Принимаются на период от 1 года до 5 лет.
3. По направленности воздействия — внешние, внутренние.
4. По степени влияния на будущее организации:
1) стратегические. Носят долгосрочный характер, . определяют общие цели, дальнейшее развитие организации;
2) тактические. Разрабатывают определенные методы достижения долгосрочных целей.
5. По функциональному назначению:
1) регулирующие. Определяют метод выполнения тех или иных действии;
2) координирующие. Концентрируют усилия вокруг проблемы;
3) контролирующие. Целью таких решений является оценка результатов.
6. По обязательности выполнения:
1) директивные. Такие решения подлежат обязательному исполнению и принимаются руководством фирмы;
2) рекомендательные. Не являются обязательными для исполнения, т.к. принимаются совещательными органами фирмы;
7. По степени запрограммированности:
1) запрограммированные. Такие решения принимаются на основе уже имеющегося опыта и являются по своей сути стандартными для той или иной ситуации, не требующими творческого подхода;
2) незапрограммированные. При принятии такого
решения нет конкретного шаблона, т.к. условия.
в которых они принимаются, являются необычными,
8. По реализации в сфере:
1 исследований (научных и маркетинговых);
2 производств;
3 торговли и услуг;
4 управления персоналом.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»