logo
МенеджментКЛ

1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.

Управленческое решение представляет собой целесообразность осуществления какого-либо действия, направленного на достижение цели орга­низации. Принятие управленческих решений явля­ется одной из важнейших функций в деятельности менеджера.

Объектами управленческого решения являют­ся проблемы и вопросы, имеющие непосредствен­ное отношение к производству и его организации.

Субъектами управленческих решений являют­ся менеджер, принимающий решение, структурные подразделения организации и организация в целом.

Понятие управленческое решение может быть рас­смотрено в трех основных аспектах:

1) как выбор при решении проблемы:

2) как процесс принятия и реализации решенияс целью прояснения какого-либо вопроса;

3) как постановление, приказ и т.д.

Выделяют такие требования, предъявляемые к принятию управленческих решении, как:

1) правомерность — принятие решения, не проти­воречащего существующему законодательству;

2) обоснованность — целесообразность принятия определенного решения и наличие возможности его реализовать;

3) своевременность—оперативность и актуальность принимаемого решения, с тем чтобы его реализа­ция принесла максимальный эффект;

4) обеспеченность ресурсами — наличие опреде­ленных информационных, материальных и челове­ческих ресурсов, необходимых для реализации принятого решения;

5) непротиворечивость — отсутствие противоречий

ранее принятым решениям;

6) ясность и лаконичность — недопустимость двой­ственного толкования решений. Все управленческие решения можно классифици­ровать по нескольким основным критериям. 1. По масштабам:

1) глобальные. Такие решения являются обязатель­ными для исполнения всей организации;

2) локальные. Затрагивают конкретные структурные подразделения предприятия, определенные сферы его деятельности

2. По продолжительности периода реализации:

1) краткосрочные. Принимаются на период менее года;

2) среднесрочные. Принимаются на период от 1 года до 5 лет;

3) долгосрочные. Принимаются на период от 1 года до 5 лет.

3. По направленности воздействия — внешние, внутренние.

4. По степени влияния на будущее организации:

1) стратегические. Носят долгосрочный характер, . определяют общие цели, дальнейшее развитие организации;

2) тактические. Разрабатывают определенные мето­ды достижения долгосрочных целей.

5. По функциональному назначению:

1) регулирующие. Определяют метод выполнения тех или иных действии;

2) координирующие. Концентрируют усилия вокруг проблемы;

3) контролирующие. Целью таких решений является оценка результатов.

6. По обязательности выполнения:

1) директивные. Такие решения подлежат обязатель­ному исполнению и принимаются руководством фирмы;

2) рекомендательные. Не являются обязательными для исполнения, т.к. принимаются совещательны­ми органами фирмы;

7. По степени запрограммированности:

1) запрограммированные. Такие решения принима­ются на основе уже имеющегося опыта и являют­ся по своей сути стандартными для той или иной ситуации, не требующими творческого подхода;

2) незапрограммированные. При принятии такого

решения нет конкретного шаблона, т.к. условия.

в которых они принимаются, являются необычными,

8. По реализации в сфере:

1 исследований (научных и маркетинговых);

2 производств;

3 торговли и услуг;

4 управления персоналом.