logo search
шпоргалки

16. Инфляция: социально-экономическое содержание, причины, пути преодоления.

Инфляция  — процесс обесценивания денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объем товаров и услуг. И. явл. результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор). На практике это выражается в увеличении цен. Противоположным процессом является Дефляция — снижение цен (отрицательный рост).

Причины инф лежат как на стороне предложения (снижение объема производства товаров и услуг), так и на стороне спроса (увеличение объема денежной массы, выброшенной в обращение).

Причины: 1)Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях; 2) Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы; 3) Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег; 4) Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения.

Существуют современные теории инфляции, позволяющие определить ее виды: открытая инфляция и подавленная инфляция. Открытая инфляция характеризуется макроэкономическим неравновесием в сторону спроса, при котором падает реальная стоимость денег. Виды открытой И:

1) И. спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. 2)Инфляция предложения (издержек) — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

3) Cбалансированная И. — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга. 4)Несбалансированная И. — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. 4) Прогнозируемая И.— это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов. 5.Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. Подавленная инфляция характеризуется внешней стабильностью цен (при активном вмешательстве государства), но росту дефицита товаров, что так же снижает реальную стоимость денег.

Различают адм. и эк. методы борьбы с инфляцией. К административным методам относят установленные государством ограничения на повышение цен и заработной платы. С помощью этих методов можно достаточно эффективно сдерживать рост общего уровня цен. Следует учитывать, что контроль над ценами, во-1, создает основу для развертывания подавленной инфляции, а во-2, это блокирует рыночные механизмы и, тем самым, препятствует становлению рыночной экономики, тормозит процесс преодоления кризисных явлений переходного этапа. Эк. методы регул-ния позволяют воздействовать как на инфляцию спроса, так и на инфляцию издержек. Эк. методы сдерживания инфляции можно подразделить на две группы. Первая - это сов-ть мер антимонопольной политики. Чем выше степень конкурентности рынка, тем выше, при прочих равных условиях, объем предложения и ниже уровень цен. Борьба с монополизмом, т.о., способствует росту совокупного предложения и, следовательно, сдерживает инфляцию издержек. Вторая группа — это сов-ть мер, способствующих сокращению удельных издержек производства. Сюда входят: сокращение налогов на бизнес, понижение импортных пошлин на ввозимые средства производства, а также весь комплекс мероприятий по стимулированию технического прогресса.