15. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики, их классификация.
ГРЭ- воздействие гос-ва в лице гос. органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц.ГРЭ включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной — на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.
Инструменты ГРЭ подразделяются на административные и экономические.1.Административные средства основываются на силе гос. власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятия тем или иным видом деят-ти.К мерам принуждения относятся то, что гос. органы власти обязывают предпринимателей соблюдать опред. условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовать производственное обучение молодежи.Административные методы ГРЭ ограничиваются мерами по охране окр.среды и созданием min.бытовых условий для слабо защищенных слоев населения. Их роль сильно возрастает во время критического состояния эк-ки и во время войн.Они эффективно применяются в сфере контроля над монопольными рынками:устанавливаются пределы колебания цен, осущ-ся влияниена гос. монополии. 2.К экономическим инструментам относятся: -фискальная (это гос. регулирование с помощью налогов, изменение их ставок, предоставление скидок, отсрочек и налоговых льгот) и бюджетная политика (позволяет осущ-ить прямое хоз. регулирование путем финансирования из ср-в гос. бюджета тех или иных сфер эк-ки), кредитно-денежная политика (Осн. ср-ва: регулирование учетной ставки(%), регулирование размеров обяз. резервов коммерч. банка в ЦБ РФ операциина рынке цен.бумаг), внешне-эк-кая(набор специальных инструментов воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров и услуг, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов,изменение пошлин) и соц-ная пол-ка (предусматривает перераспределение доходов через налоговую систему,оказание помощи малоимущим, безработным в рамках спец. гос. программ, деят-ть гос-ва в области обр., здр-я и культуры), политика регулирования доходов, ускоренная амортизацияОФ(метод более быстрого перенесения стоимости основных средств на издержки производства и обращения), индикативное планирование(разработку плана развития эк-ки страны, имеющего реком.характер, доведение до хоз. субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов произ-ва следованию в своей деят-ти наметкам индикативного плана., эк-кое программирование (подразумевает разработку комплексных общехоз-ных программ) и гос закупки (это ден. платежи правительства, за кот. оно получает товары или услуги текущего производства. Обеспечивают устойчивый рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируют произ-во в необх. отраслях). Механизм ГРЭ включает в себя:- субъекты-носители, выразители и исполнители хоз. интересов. Носители хоз.интересов: соц. группы людей, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по имуществу, по доходам, по видам деятельности, по профессии, по отраслевым и региональным интересам. Это: наемные рабочие, ИП, учителя, адвокаты, пенсионеры. У каждого из этих групп есть свои интересы, которые выражаются как правило представителями этих групп путем выступления на митингах, СМИ и т.п. Выразители: это объединения, союзы, ассоциации, профсоюзы, которые объединяют этих носителей, а также общественные политические партии. Исполнители хозяйственных интересов: органы трех ветвей власти.-объекты (это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия сэ жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, проблемы). Основные объекты ГРЭ –,отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала;занятость;денежное обращение;платежный баланс; цены;НИОКР;условия конкуренции;соц. отношения;подготовка и переподготовка кадров;окр. среда;внешнеэк. связи.цели на которые направляется ГРЭ, зависят от степени развитости экономики, ее структуры. выделяться отдельно текущие (ближайшие) и стратегические цели.Цели:эк-ая и соц-ая стабильность,укрепление и совершенствование существующего строя и адаптация его к изменяющимся условиям,совершенствование структуры экономики,стабилизация денежного обращения,поддержание занятости,стабильность цен,соц-ый мир,охрана окр. среды..По времени достижения-ближними,краткосрочными,среднесрочными и долгосрочными.Часто одна цель не может быть достигнута,пока не выполнена другая.Методы регулирования1.Прямые-контроль над монополиями -экология -разработка стандартов, их поддержание (Знаки качества, госуд.стандарты)2.Косвенные-денежная политика -контроль за доходами -соц. политика -внешнеэкономическое регулирование
- 1. Анализ внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих развитие мо.
- 2. Аттестация персонала: цель, орг-мя проведения, методы оценки, рез-т
- 8. Внутренняя и внешняя среда организации
- 3. Бюджет государства, его роль и функции. Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит.
- 10.Группы и групповая динамика в управлении
- 5. В.П.:сод-ние, цель, сп-бы проведения и формы рег-ния вал. Отн..
- 6. Власть и влияние руководителя в процессе управления.
- 11. Дкп гос-ва: понятие, цель, инст-ты.
- 9. Высвобождение (увольнение) персонала: понятие и виды.
- 12. Значение и содержание региональной политики.
- 13. Значение и состав сферы благоустройства мо.
- 14. Инвестиции как важнейший фактор стабилизации и развития экономики. Виды инвестиций и источники их финансирования.
- 15. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики, их классификация.
- 16. Инфляция: социально-экономическое содержание, причины, пути преодоления.
- 17. Источники и потребители информации в муниципальном управлении.
- 18.Кадровая политика в организации, ее место и роль в управлении
- 20.Коммуникации в системе управления: понятие, виды и модели
- 19. Классификация, базовые принципы и этапы разработки целевых программ
- 21. Комплексная система управления тбо мо
- 22. Конституционно-правовая база и нормативные основы местного самоуправления.
- 23. Конфликты в организации (виды, причины и последствия).
- 24. Концепции управления персоналом за рубежом.
- 25. Концепция сэр мо: сущность, основные этапы формирования концепции.
- 26. Концепция комплексного сэр мо: сущность, цели и задачи. Структура концепции.
- 27.Концепция управления персоналом (методология, система, технология управления персоналом)
- 28. Лидерство и руководство в системе управления
- 29. Методология и основные методы науки управления.
- 30. Механизм выявления и предупреждения монополистических действий хозяйствующих субъектов.
- 31.Мотивация персонала.
- 32.Муниципальная система здравоохранения. Основные направления развития системы здравоохранения.
- 33. Муниципальные образования- понятия, типы, особенности.
- 34. Налоговая политика: содержание и методы реализации. Классификация видов налогов.
- 36. Общегосударственное планирование: понятие, виды, методы.
- 35.Направления региональной политики в регионах разного типа.
- 37.Организационная структура службы управления персоналом.
- 38.Организационные структуры управления объектами, их виды и классификация.
- 39. Организация и планирование работы местной администрации
- 40.Организация контроля в муниципальном образовании
- 41. Организация работы с обращениями граждан
- 42. Организация труда муниципальных служащих
- 43.Организация управления и финансирования культуры муниципального образования
- 44. Органы местного самоуправления- понятия, классификация, компетенции.
- 45. Основные направления совершенствования управления жилищным фондом.
- 46. Основные направления совершенствования управления жкх
- 47. Основные функции управления объектом
- 48. Основы создания и функционирования тсж
- 49. Особенности муниципального управления в сельской местности
- 50. Оценка персонала: методы, организация, результат
- 51.Персонал орг-ии: понятие, классификация, количественная и качественная характеристика.
- 52. Подбор и расстановка персонала в организации.
- 53.Подходы в управлении (системный, процессный, ситуационный).
- 54. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи. Государственная система занятости.
- 55.Понятие и задачи мун. Сэ мониторинга. Основные этапы мониторинга.
- 56.Понятие и принципы обоснования выбора мо.
- 57. Понятие и содержание программы ксэр мо.
- 58. Понятие и состав потребительского рынка. Задачи механизмы муниципального регулирования потребительского рынка.
- 59. Понятие и состав транспортного комплекса муниципального образования, основные направления его развития.
- 60. Понятие организации как явления и как процесса.
- 61. Понятие, цели, инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
- 62. Понятие, этапы и виды карьеры.
- 63. Понятия, критерии и показатели эффективности муниципального управления.
- 64. Предметы ведения и полномочия муниципальных образований различных типов
- 65.Принципы и методы управления персоналом
- 66. Принципы построения и методы проектирования организационной структуры органов муниципального управления.
- 67. Принципы, этапы, методы прогнозирования
- 68. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики: понятие, виды прогнозов.
- 69. Программно-целевой метод планирования как основа целевых комплексных программ. Федеральные и региональные программы
- 70. Развитие местного самоуправления в России и за рубежом.
- 71. Развитие форм собственности и самоуправления в жилищной сфере.
- 72. Регулирование деятельности естественных монополий.
- 74. Рынок труда, его особенности, направления и методы регулирования.
- 75.Система образования на муниципальном уровне. Основные направления развития образования.
- 76.Система управления персоналом: понятие, характеристика функциональных подсистем.
- 77. Содержание и виды антимонопольной политики государства.
- 80. Социально-психологические аспекты управления.
- 78. Состав, периоды и этапы разработки и принятия программы комплексного сэр мо
- 79. Социальная политика: сущность, основные направления и особенности реализации.
- 81.Сравнительный анализ основных положений теорий о роли государства в экономике.
- 82. Стиль руководства: понятие, типология, роль в эффективном управлении персоналом
- 83.Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития мо.
- 84. Стратегия и тактика управления.
- 85. Стратегия и экономическая политика государства
- 86. Структурная политика государства: цели, задачи, методы реализации.
- 89. Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования
- 90. Сущность, цели, задачи и факторы государственной научно-технической политики.
- 91. Теории мотивации в менеджменте (первоначальные, содержательные, процессуальные).
- 92. Трудовая адаптация персонала
- 93. Управленческие решения: понятие, виды, этапы разработки
- 94. Уровень и качество жизни населения: понятие, государственное регулирование
- 95. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
- 96.Формы и системы оплаты труда персонала
- 97. Формы участия граждан в местном самоуправлении, их классификация, характеристика
- 98. Характеристика муниципального образования как объекта управления сэр
- 99. Цели и задачи государственной промышленной политики
- 100. Цели и задачи региональной экономической политики.
- 101. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования природопользования.
- 102. Цели, задачи и принципы государственного регулирования экономики.
- 103. Школы менеджмента и их вклад в науку управления
- 104. Экономическая система как объект государственного регулирования экономики. Основные модели экономических систем.
- 105. Эффективность управленческого труда: понятие, оценка.