logo
шпоргалки

82. Стиль руководства: понятие, типология, роль в эффективном управлении персоналом

Стиль руководства – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, тип власти, которую он использует, способы влияния на людей.

Существуют 3 чистых стиля руководителя: авторитарный, либеральный и демократический. И смешанные стили: авт-дем, либ-авт, авт-либ, дем либ, либ-дем, дем-авт.

Каждый из стилей рассматривается по их формальной и содержательной стороне.

Формальная сторона стиля характеризует форму обращения, форму отношения руководителя к подчиненным.

Содержательная – суть и основу содержания его отдельных действий и поступков.

1.Авторитарный стиль: Формальная сторона: обращение к подчиненным в форме жесткого приказа, тон речи – командный, характер речи - неприветливый; требования к подчиненным завышенные, без учета реальных возможностей; никогда не советуется с подчиненными; постоянно вмешивается в работу подчиненных; редко хвалит подчиненных, в основном ругает. Содержательная сторона: четко планирует предстоящую деятельность и требует того же от подчиненных; присекает инициативу подчиненных, не верит в их способности, считает себя вне критики, заставляет работать на износ, является инициатором конфликтов, обладает формальным авторитетом, обусловленным его положением.

2.Демократический стиль: Формальная сторона: обращение к подчиненным в форме совета, просьбы; тон речи – дружеский, товарищевский; характер речи – спокойный, приветливый, постоянно советуется с подчиненными и умеет прислушиваться к коллективному мнению, является неформальным лидером, постоянно хвалит за фактически хорошие дела. Содержательная сторона: имеет четкий план, не допускает работы на износ, никогда не бывает инициатором конфликтов, умеет погасить зарождающийся конфликт, пользуется авторитетом у подчиненных.

3.Либеральный стиль: Формальная сторона: форма обращения к подчиненным очень непоследовательная – то просьба, то приказ, это обусловлено тем, что либерал не имеет системы четких и постоянных требований к подчиненным; быстро забывает о своих прежних требованиях, тон речи – нерешительный,характер речи – торопливый, т.к. стремится до мин сократить всякое общение с подчиненными, является формальным лидером коллектива, не способен объективно оценить итого своих действий и действий подчиненных. Содержательная сторона: не имеет четкого плана действий, безинициативен; он уходит от ответственности, все перекладывает на инициативу подчиненных; легко общается с людьми, со всеми ласков, доброжелатен; не участвует в производственных конфликтах; обладает временным авторитетом.

Характеристика способов формирования стилей взаимодействия субъектов менеджмента.

авт-дем – чрезвычайно требовательный, при наличии личной организованности и реальной заботы о человеке

либ-авт – обманчиво безответственный, т.к. добъется хороших результатов за счет чужой перегрузки

авт-либ – пугающий и безответственный, главная черта – непоследовательность и забвение интересов дела

дем либ – доброжелателен, безответственен, проявляет заботу в ущерб делу

либ-дем – не умеет потребовать, отсутствие лидерских качеств, работает за подчиненных

дем-авт – доброжелательный и ответственный, проявляет заботу не ущерб делу