86. Структурная политика государства: цели, задачи, методы реализации.
Структурная политика - одна из форм экономической политики государства, направленная на совершенствование отраслевой структуры производства, поощрение развития новых и новейших отраслей, реструктуризацию старых отраслей и т.д.
Структурная политика определяется основными направлениями экономики и предусматривает ее перевод на новую ресурсосберегающую, высокотехнологичную и экологически разумную модель функционирования.
На данном этапе цель структурной политики – стабилизация производства и создание условий для его роста.
Задачи структурной политики: 1. создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. 2. Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодным инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.
К основным направлениям структурной политики на ближайшее время относятся: топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия обеспечение населения отечественным продовольствием и социальная поддержка слабо защищенных слоев населения финансирование конверсии военного производства поддержка образования, науки и научно-технического потенциала развитие экспорта наукоемкой продукции.
87.Сущность и содержание государственной инвестиционной политики.
Инвестиционная политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и в отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей, государства.
Сущность: В обеспечении благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из РФ, равно как и из региона. Методами регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночных отношений выступают: - встроенные регуляторы инвестирования в рыночной экономики; - экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства; - административно-правовые методы воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране.
Главные задачи инвестиционной политики:- расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры; - превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности в стране, в средство управления структурной трансформацией экономики.
Именно при помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства, а также на решение многих социальных проблем.
Механизмы государства: 1) принимает на себя финансирование развития значительной части производственной инфраструктуры. Принципиально новой особенностью инвестиционной политики - переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе. 2) предоставление частным отечественным инвесторам государственных гарантий, включающих обязательства государства по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации высокоэффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию, по не зависящим от инвестора причинам. Государственная гарантия не должна покрывать 100% риска, так как в этом случае исчезает ответственность банка за возврат выданного кредита.
Для аккумулирования и постоянного увеличения средств, выделяемых не только из федерального бюджета, но и вносимых отечественными и иностранными коммерческими структурами, предусматривается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня.
ИНВЕСТИЦИЯМИ являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. РЕАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - вложения в материальные активы (вещественный капитал). ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.). ИНВЕСТОРЫ - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и осуществляющие их целевое использование. Целью инвесторов не всегда может быть получение максимальной прибыли от вложения.
88. Сущность и функции государственного регулирования малого предпринимательства.
Под сис-мой ГР м.п. понимается эк., правовое, организационное обеспечение среды для эф-ного и устойчивого развития м.п.
Цели деят-ти гос-ва по отношению к м.п.: поддержание и развитие конкурентных начал в эк-ке; выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого инициативного гражданина; создание благоприятных условий для деят-ти м.п.; поддержка начинающих м.п.; облегчение доступа м.п. к дефицитным/дорогим ресурсам; сокращение доли теневого оборота в м.п.
Меры, предусмотренные законодательством РФ: 1) ускоренная амортизация; 2) льготное кредитования; 3) страхование субъектов м.п. на льготных условиях; 4) гос.заказчики; 5) информационное обслуживание; 6) производственно-тенологическая поддержка; 7) льготы по налогам на прибыль.
Государственная поддержка предпринимательства направлена на помощь малому и среднему предпринимательству так как они как правило работают в более неблагоприятных условиях по сравнению с крупным бизнесом в части финансирования, сбора информации, подготовки персонала, научно-технического уровня. Они необходимы: - обеспечивают производственно-хозяйственную деятельность в сферах и регионах не представляющих интереса для крупного бизнеса, - расширяют поле конкуренции, препятствуют монополизации, являются пионерами в реализации новых технологий, что сопряжено с большим экономическим риском, на который крупный бизнес идет неохотно,- быстро заполняют потребительский рынок,- отличаются гибкостью и мобильностью; - обладают повышенной инновационной активностью;- способствует расширению занятости; - выполняет стабилизирующую роль в социально-политической жизни, - являются показателем жизнеспособности экономики страны.
Цели государственной поддержки малого бизнеса: - создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов; - концентрация ресурсов гос. поддержки на формировании в малом бизнесе высокотехнологичных и инновационных секторов экономики; - создание условий для кооперации малого предпринимательства и крупного производства. - формирование благоприятного налогообложения инфраструктуры малого предпринимательства; - создание нормативной базы, обеспечивающей поддержку ивестиционных проектов поддержки малого предпринимательства и привлечения в этот сектор иностранных инвестиций.Малое предприятие используется с 1990 г. – это юридическое лицо, отвечающее трем условиям: 1) доля собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности, религиозны, общественных организаций, фондов, не должна быть выше 25 %, 2) доля в уставном капитале одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства не должна быть выше 25 %, 3) численность работников (чел) не превышает: от 50 до 100 чел.(в зависимости от сферы), также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Главный орган государственной поддержки малого предпринимательства – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. Меры поддержки малых предприятий: 1) нормативно-правовые (ФЗ от 18 июля 1985 г. №88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»), 2) Организационно- административные: создание фонда нежилых помещений, обеспечение безопасности личности и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение, 3) Финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования. Малому предприятию могут быть предоставлены:- кредиты, субсидии, дотации,- гарантии кредиторам, - совместное с кредитно-финансовой организацией финансирование, - полная или частичная компенсация кредиторам недополученной прибыли при кредитовании по пониженной процентной ставке, - оборудование и технология в финансовую аренду – (лизинг), - финансирование страховых кредитов, залогового обеспечения и иного имущества заемщиков.Государственный контракт является мощным средством реализации государством своих функций. Он эффективно подключает государство к частнопредпринимательскому сектору. Через контракты распределяются инвестиционные товары в рыночном хозяйстве, осуществляется балансирование интересов государства и предпринимательства. функции гос.регулирования: стабилизация экономики, создание правовой основы, защита конкуренции, обеспечение надлежащего порядка в стране и национальной безопасности, обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.
- 1. Анализ внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих развитие мо.
- 2. Аттестация персонала: цель, орг-мя проведения, методы оценки, рез-т
- 8. Внутренняя и внешняя среда организации
- 3. Бюджет государства, его роль и функции. Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит.
- 10.Группы и групповая динамика в управлении
- 5. В.П.:сод-ние, цель, сп-бы проведения и формы рег-ния вал. Отн..
- 6. Власть и влияние руководителя в процессе управления.
- 11. Дкп гос-ва: понятие, цель, инст-ты.
- 9. Высвобождение (увольнение) персонала: понятие и виды.
- 12. Значение и содержание региональной политики.
- 13. Значение и состав сферы благоустройства мо.
- 14. Инвестиции как важнейший фактор стабилизации и развития экономики. Виды инвестиций и источники их финансирования.
- 15. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики, их классификация.
- 16. Инфляция: социально-экономическое содержание, причины, пути преодоления.
- 17. Источники и потребители информации в муниципальном управлении.
- 18.Кадровая политика в организации, ее место и роль в управлении
- 20.Коммуникации в системе управления: понятие, виды и модели
- 19. Классификация, базовые принципы и этапы разработки целевых программ
- 21. Комплексная система управления тбо мо
- 22. Конституционно-правовая база и нормативные основы местного самоуправления.
- 23. Конфликты в организации (виды, причины и последствия).
- 24. Концепции управления персоналом за рубежом.
- 25. Концепция сэр мо: сущность, основные этапы формирования концепции.
- 26. Концепция комплексного сэр мо: сущность, цели и задачи. Структура концепции.
- 27.Концепция управления персоналом (методология, система, технология управления персоналом)
- 28. Лидерство и руководство в системе управления
- 29. Методология и основные методы науки управления.
- 30. Механизм выявления и предупреждения монополистических действий хозяйствующих субъектов.
- 31.Мотивация персонала.
- 32.Муниципальная система здравоохранения. Основные направления развития системы здравоохранения.
- 33. Муниципальные образования- понятия, типы, особенности.
- 34. Налоговая политика: содержание и методы реализации. Классификация видов налогов.
- 36. Общегосударственное планирование: понятие, виды, методы.
- 35.Направления региональной политики в регионах разного типа.
- 37.Организационная структура службы управления персоналом.
- 38.Организационные структуры управления объектами, их виды и классификация.
- 39. Организация и планирование работы местной администрации
- 40.Организация контроля в муниципальном образовании
- 41. Организация работы с обращениями граждан
- 42. Организация труда муниципальных служащих
- 43.Организация управления и финансирования культуры муниципального образования
- 44. Органы местного самоуправления- понятия, классификация, компетенции.
- 45. Основные направления совершенствования управления жилищным фондом.
- 46. Основные направления совершенствования управления жкх
- 47. Основные функции управления объектом
- 48. Основы создания и функционирования тсж
- 49. Особенности муниципального управления в сельской местности
- 50. Оценка персонала: методы, организация, результат
- 51.Персонал орг-ии: понятие, классификация, количественная и качественная характеристика.
- 52. Подбор и расстановка персонала в организации.
- 53.Подходы в управлении (системный, процессный, ситуационный).
- 54. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи. Государственная система занятости.
- 55.Понятие и задачи мун. Сэ мониторинга. Основные этапы мониторинга.
- 56.Понятие и принципы обоснования выбора мо.
- 57. Понятие и содержание программы ксэр мо.
- 58. Понятие и состав потребительского рынка. Задачи механизмы муниципального регулирования потребительского рынка.
- 59. Понятие и состав транспортного комплекса муниципального образования, основные направления его развития.
- 60. Понятие организации как явления и как процесса.
- 61. Понятие, цели, инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
- 62. Понятие, этапы и виды карьеры.
- 63. Понятия, критерии и показатели эффективности муниципального управления.
- 64. Предметы ведения и полномочия муниципальных образований различных типов
- 65.Принципы и методы управления персоналом
- 66. Принципы построения и методы проектирования организационной структуры органов муниципального управления.
- 67. Принципы, этапы, методы прогнозирования
- 68. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики: понятие, виды прогнозов.
- 69. Программно-целевой метод планирования как основа целевых комплексных программ. Федеральные и региональные программы
- 70. Развитие местного самоуправления в России и за рубежом.
- 71. Развитие форм собственности и самоуправления в жилищной сфере.
- 72. Регулирование деятельности естественных монополий.
- 74. Рынок труда, его особенности, направления и методы регулирования.
- 75.Система образования на муниципальном уровне. Основные направления развития образования.
- 76.Система управления персоналом: понятие, характеристика функциональных подсистем.
- 77. Содержание и виды антимонопольной политики государства.
- 80. Социально-психологические аспекты управления.
- 78. Состав, периоды и этапы разработки и принятия программы комплексного сэр мо
- 79. Социальная политика: сущность, основные направления и особенности реализации.
- 81.Сравнительный анализ основных положений теорий о роли государства в экономике.
- 82. Стиль руководства: понятие, типология, роль в эффективном управлении персоналом
- 83.Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития мо.
- 84. Стратегия и тактика управления.
- 85. Стратегия и экономическая политика государства
- 86. Структурная политика государства: цели, задачи, методы реализации.
- 89. Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования
- 90. Сущность, цели, задачи и факторы государственной научно-технической политики.
- 91. Теории мотивации в менеджменте (первоначальные, содержательные, процессуальные).
- 92. Трудовая адаптация персонала
- 93. Управленческие решения: понятие, виды, этапы разработки
- 94. Уровень и качество жизни населения: понятие, государственное регулирование
- 95. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
- 96.Формы и системы оплаты труда персонала
- 97. Формы участия граждан в местном самоуправлении, их классификация, характеристика
- 98. Характеристика муниципального образования как объекта управления сэр
- 99. Цели и задачи государственной промышленной политики
- 100. Цели и задачи региональной экономической политики.
- 101. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования природопользования.
- 102. Цели, задачи и принципы государственного регулирования экономики.
- 103. Школы менеджмента и их вклад в науку управления
- 104. Экономическая система как объект государственного регулирования экономики. Основные модели экономических систем.
- 105. Эффективность управленческого труда: понятие, оценка.