logo
шпоргалки

23. Конфликты в организации (виды, причины и последствия).

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Позитивными последствиями конфликта считаются решение проблемы способом, приемлемым со всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплоченности, сотрудничества. Конфликты способствуют образованию групп, обеспечивают стабильности отношений, способствуют повышению активности и мотивации к работе, росту квалификации, стимулирует появление новых идей, повышению качества принимаемых решений. Без конфликтов человек может остановиться в своем развитии. Все это облегчает процесс управления, повышает его эффективность. В то же время конфликты могут иметь негативные последствия: неудовлетворенность, ухудшение морально-психологического климата, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, нарастание враждебности. Рассмотрим 4 основных типа конфликтов.

1.внутриличностный конфликт может быть обусловлен несовпадением внешних требований и внутренних позиций. Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой, с малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

2.межличностный конфликт. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Этот тип конфликтов самый распространенный.

3.конфликты между личностью и группой возникает чаще всего тогда, когда личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы.

4.межгрупповой конфликт. Каждая организация состоит из множества групп (формальных и неформальных), следовательно, это, прежде всего конфликты между формальными группами, между организацией и неформальными группами.

Причины конфликтов.Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников..Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Ограниченность ресурсов..Недостаточный уровень профессиональной подготовки..Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам. Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Неопределенность перспектив роста. Неблагоприятные физические условия. Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Психологический феномен. Это постоянное чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).

Последствия:1.«напряженность» внутри коллектива фирмы;2.уменьшение работоспособности сотрудников;3.распространение различных слухов;4.атмосфера недоверия к руководству фирмы;5.тенденция к уходу хороших сотрудников.6.распространение слухов и домыслов внутри фирмы;7.настороженному отношению части общественности к фирме;8.распространению слухов за пределами фирмы о ее, якобы, неустойчивом физическом состоянии.9.недоверие со стороны клиентов;10.действия со стороны конкурентов, ухудшающие положение туристской фирмы (от целенаправленного распространения порочащих туристскую фирму слухов до экономических действий).