logo
шпоргалки

68. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики: понятие, виды прогнозов.

Эк.прог-е–составная часть сис-мы ГРЭ, призванная определить будущее состояние эк-ки и сфер, сопряженных с нею, выявить важнейшие проблемы соц-эк.развития и наметить рациональные пути развития эк-ки страны.

Виды эк.прогнозов: частные прогнозы отдельных частей эк-ки: отражают изменение отдельных сфер соц-эк.жизни. К их числу относятся: демографическая ситуация в стране, состояние природной среды, включая разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы, состояние научно-технических достижений и их внедрение в производство, величина и динамика спроса населения на товары и услуги, основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций, развития отдельных отраслей народного хоз-ва тер-ий, регионов, тер-но-производственных комплексов. Комплексный эк.прогноз отражает будущее развитие эк-ки страны как целостного образования. По существу он включает в себя все перечисленные прогнозные разработки в интегрированном виде. К комплексным прогнозам можно также отнести прогнозы регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Как вид комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики. Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели: 1) он должен предоставить Правительству РФ информацию для принятии решения в области экономической и социальной политики; 2) его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны. Временные границы прогнозирования: долгосрочный (5-10 лет и более), среднесрочный (3-5 лет), краткосрочный (ежегодный), оперативный (до 1 месяца). Еще существуют прогнозы: вариантные (сценарии пессимистический, оптимистический и реалистичный) и инвариантные (только 1 вариант развития событий). Прогнозы бывают: 1) Поисковый прогноз – определение возможных состояний объекта в будущем, строится на определенной шкале вероятностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого влияния. Результат - определение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления, выявление проблемной ситуации, которая способна перерасти в критическую. И Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний прогнозируемых объектов, явлений в будущем, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Результат - определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, возможных путей достижения цели.; 2) пассивными и активными; 3) Инвариантный (Если вероятность прогнозируемых событий велика - при высокой степени определенности будущей среды, то прогноз включает только один вариант развития, то есть является инвариантным ( часто основывается на экстраполяции). И Вариантный (прогноз основан на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития); 4) Точечный (прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя). И Интервальный (прогноз – это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значения прогнозируемого показателя); 5) долгосрочные разрабатываются на период 5-10 и более лет, среднесрочные разрабатываются на период от 3 до 5 лет); краткосрочные разрабатываются ежегодно, иногда – на квартал; оперативные разрабатываются на срок до одного месяца. На макроуровне: 1) базовые (демографический, природных ресурсов, зоологический, экологический, НТП и др.); социально-экономические (экономические: совокупность предложения и спроса, уровни инфляции, отраслевые структуры национальной экономики; и социальные: уровня жизни населения; занятости населения; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; образования.