logo
шпоргалки

31.Мотивация персонала.

Мотивация является одной из функций управления и представляет собой процесс побуждения себя и др.к деят-ти для достижения личных целей и целей орг-ии. Это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающих их эффективно трудится. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов организации. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональнальной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д. Первоначальные концепции мотивации связанные с именем Фредерика Тейлора и его научной школой менеджмента, полагали, что рабочие в большинстве своем ленивы и гораздо менее компетентны в своей работе, чем менеджер. Все книмание менеджеров сосредотачивалось на самой работе. Они должны были определить способы проведения работ, применять прогрессивную систему оплаты труда, осуществлять жесткий контроль. Считалось, что рабочие могут быть мотивированы только денежным вознаграждением и лишь немного - результатами своего труда. По мере роста уровня жизни людей управляющие начали понимать, что материальное поощрение не всемогуще. Это побудило искать новые решения проблемы мотивации. В настоящее время развиваются содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные – основываются на потребностях, которые побуждают работников действовать в определенном направлении.Процессуальные – основываются на поведении людей с учетом их восприятия и познания.Люди трудятся, в конечном счете, для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Потребности м.б. естественными (в пище) и социальными (в признании), врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении), первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности), материальными и нематериальными. Однако, наличия одних потребностей не достаточно, чтобы человек проявлял свою активность.Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других. Мотивирование-это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. Стимулирование-процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование имеет различные формы. Одно из самых распространенных является материальное стимулирование. Экономические стимулы связаны с теми потребностями, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Они могут быть прямыми(ден. доход) или косвенными, облегчающими получение прямых(свободное время, позволяющее заработать в др. месте). Неэкономические стимулы делятся на организационные(создание благоприятных условий труда, здоровый климат в коллективе) и моральные(награждение премиями, подарками, выражение публичной благодарности). Мотивация оказывает влияние на следующие характеристики деятельности человека: усиление, старание, настойчивость, добросовестность, направленность.