logo
шпоргалки

24. Концепции управления персоналом за рубежом.

Концепция УП- это система теоретических и методологических взглядов на понимание и определение сущности содержания целей, задач, критериев, принципов и методов УП. Концепция УП- это также выбор организационно-практических подходов формирования механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации.

Концепции управления персоналом, пригодной для всех времен и народов, не существует-есть только общие принципы управ­ления, которые порождают японскую, американскую, француз­скую или немецкую системы управления персоналом со своими неповто­римыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психоло­гии, менталитета и т.д. Японская система управления персоналом призна­на наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха — умение работать с людьми. Важнейшая идея японской системы управления персоналом о том, что работающий по найму дол­жен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект. Опыт американско­й концепции управления персоналом учит тому, что составляющими компонента­ми деятельности предпринимателей и менеджеров наряду с за­дачами максимизации прибыли являются повышение платеже­способного спроса населения, обогащение и развитие той со­циальной среды, в которой бизнесменом приходится работать.Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно бо­лее высокого уровня развития, чем в других странах ми­ра. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации про­изводства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспо­сабливаясь к разным условиям на рынках.

Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты, в то время как японский подход заключается в обеспечении эффективной деятельности группы, а не отдельного работника. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизмах индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке четких, количественно выражен­ных и, как правило, краткосрочных целей. Идеальный американский управляющий обычно предстает в виде лидера—сильной личности, замыкающей на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать выполнять поставленные перед ними конкретные цели.Стиль управления, который преобладает в японских компаниях, ориентирован прежде всего на групповую деятельность. Поэтому идеальный управляющий по-японски предстает человеком, способным обеспечить эффективное функционирование возглавляемого им коллектива единомышленников, в котором индивидуальные успехи каждого непосредственно зависят и связаны с успешной совместной деятельностью. Основной задачей японского менеджера является способность не заставлять подчиненных эффективно работать, используя методы бюрократического принуждения (приказы, распоряжения и т.п.), а ориентировать их деятельность в нужном направлении с помощью неявных методов воздействия, обеспечивающих добровольную ориентацию на максимальную отдачу их производственного и творческого потенциала. В американских фирмах управляющий имеет больше полномочий организовать процесс управления таким образом, как считает нужным. В Японии в условиях групповой ответственности за результаты управленческой деятельности управляющий не может по своему усмотрению манипулировать процессом делегирования полномочий, а вынужден постоянно согласовывать действия и решения с членами группы, в которую входят все заинтересованные лица. Отсюда основной задачей управляющего-японца является не сосредоточение в своих руках информации и ответственности, а наоборот, распределение этой ответственности между членами группы и стимулирование творческой отдачи каждого через создание соответствующей обстановки, обеспечивающей максимальную групповую отдачу.