logo
шпоргалки

28. Лидерство и руководство в системе управления

Руководство- соц.феномен:руквоводитель призван соущ-ть регулирование офиц.отношений;

Лидерство-психологич.феномен: лидер осущ-ет регулирование межличностных отношений(неформальных) в группе.

Руководить людьми можно двумя способами. Во-первых, командовать ими, подталкивать и т.п., чем занимается традиционный менеджер-администратор. Во-вторых, увлекать и вести за собой, что свойственно лидеру. Официальная должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки для того, чтобы оно смог стать лидером в своем коллективе, но автоматически таковым его не делает. Лидер не назначается вышестоящей инстанцией и не утверждается приказом, а выдвигается и психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из сложных ситуаций. Он добровольно берет на себя большие обязанности, чем предусматривает должность. Руководители и лидеры различаются:1)Подходом к решению проблем. Лидеры обладают собственным мнением будущего и путей движения к нему. Руководители большей частью ждут указаний от вышестоящих руководителей и беспрекословно их выполняют. Таким образом, главная задача лидера определить, что делать; руководителя-какими способами нужно достигать поставленные другими людьми цели, организовать и направлять работу подчиненных согласно детально разработанным планам. 2)Характером действий. Руководители строят их на основе четкой регламентации, предписанных сверху правил, процедур, жестко контролируя подчиненных. Лидеры самостоятельно определяют свои поступки, исходя из складывающейся ситуации, проявляют инициативу. 3)Основой власти. Руководителям люди подчиняются по обязанности, боясь наказания или, рассчитывая на дополнительное вознаграждение. За лидером следую добровольно, разделяя их взгляды, понимая важность того , что они делают, к чему призывают, не рассчитывая на какие-то награды.

Лидер, увлекающий людей, на решение каких-либо важных для них проблем или проблем организации, называется инструментальным. Но в любом коллективе обычно существует и так называемый эмоциональный лидер(обычно наиболее уважаемы человек), которому принадлежит решающее слово в межличностных отношениях. Роль руководителя заранее определена, оговорен круг функций. Роль лидера возникает стихийно. Выделяют 3 типа руководителей: 1) к высшим руководителям относятся члены советов директоров, президенты, вице-презид, и некоторые другие категории менеджеров. Работа требует большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме. 2) руководители среднего звена. Назначаются и освобождаются первым лицом или его замом, несут ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества. 3) руководители низового звена-технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала.