logo
шпоргалки

91. Теории мотивации в менеджменте (первоначальные, содержательные, процессуальные).

Мотивация – это побуждение себя и других к достижению целей.

Первоначальные концепции мотивации связанные с именем Фредерика Тейлора и его научной школой менеджмента, полагали, что рабочие в большинстве своем ленивы и гораздо менее компетентны в своей работе, чем менеджер.Считалось, что рабочие могут быть мотивированы только денежным вознаграждением и лишь немного – результатами своего труда. Первоначальные теории мотивации: Теория «Х» Тейлора: в мотивах человека преобладают биологические потребности; по этой теории обычный человек умеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать ее; Теория «У» Мак Грегора: в мотивах людей преобладают соц. потребности и желание хорошо работать; человек воспринимает работу как источник удовлетворения или наказания, нежелание работать не явяляется наследной чертой% Теория «Z» Оучи: в мотивах людей сочетается соц и биолог потребности; должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда; администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный найм;

Содержательные–основываются на потребностях, которые побуждают работников действовать в определенном направлении. Содержательный подход к мотивации объединяет группу концепций, утверждающих, что основным мотивом деятельности человека является стремление удовлетворять потребности.1.Концепция иерархии потребностей Маслоу выделяет 5 уровней потребностей: физиологические; в безопасности и уверенности в будущем; в поддержке сос стороны окружающих, принадлежности к той или иной общности людей; в самоутверждении; в самовыражении и реализации своих потенциальных возможностей. Маслоу считал, что потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут удовлетворены первичные потребности, неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности. 2.Концепция приобретенных потребностей Мак-Клеланда в качестве стимулирующих выделяет: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию – его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.3.Концепция Альдельфера выделяет в качестве стимуляторов: потребности существования ( (Маслоу)физиологические потребности + потребность в безопасности); потребность связи (потребность принадлежностик соц гр +потребность признания и уважения); потребности роста (потребность признания +потребность самовыражения).4.Двухфакторная модель Герцберга исходит из того, что мотивируется не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Последние разделены на 2 гр: мотивационные (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе) и «гигиенические», связанные с условиями труда (в заработке, вознаграждении, состоянии внутренней среды)

Процессуальные – основываются на поведении людей с учетом их восприятия и познания. Процессуальные теории мотивации рассматривают и анализируют то, как чел распределяет усилия для достижения разл целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Теория ожиданий В. Врума. Согласно этой теории не только потребность является необходимым условием мотива человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: 1.руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; 2.сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; 3.сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение.

Теория справедливости Адамса. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Они ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Цель — побудить человека к результативной работе.