logo
шпоргалки

58. Понятие и состав потребительского рынка. Задачи механизмы муниципального регулирования потребительского рынка.

Потребительский рынок — экономическая категория, применяемая для обозначения сектора внутреннего рынка товаров и услуг, где населением осуществляется купля потребительских товаров и услуг, а торговым посредником (или производителем услуги) — их продажа. Потребительский рынок выполняет важную экономическую функцию по доведению продукции потребительского комплекса до конечного потребителя — населения. Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения. Состав потребительского рынка: 1) торговая сеть. Включает в себя стационарную сеть (продовольственная(оптовая торговля, магазины)-непродовольственная); рынки (специализированные, продовольственные, вещевые); мелкорозничную сеть (павильоны, палатки, киоски, машины, лотки). 2) общественное питание: для граждан с высокими доходами (рестораны высокого класса, бары, казино, клубы); сеть массового обслуживания (рестораны, кафе, столовые, предприятия быстрого питания, рюмочные, кофейни, закусочные разных типов); ведомственные предприятия (рабочие, школьные и институтские столовые и буфеты). 3) бытовые услуги: парикмахерские, ремонт квартир, услуги бань, саун, ритуальные услуги, ремонт металлоизделий, ремонт мебели, телерадиоаппаратуры, бытовой техники, часов, фотография, химчистка, стирка глажение белья.

Задачи регулирования потребительского рынка: 1) обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворение спроса населения на товары и услуги 2) защита интересов низкодоходных групп населения 3) обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации 4) защита прав потребителей. Механизмы регулирования потребительского рынка: 1) установление налоговых льгот и льготные кредиты 2) выдача гарантий по займам 3) выдача муниципального заказа 4) установление обязательного минимального ассортимента социальнозначимых товаров 5) страхование коммерческих рисков 6) выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду 7) снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги 8) изменение ставок арендной платы 9) административный контроль за соблюдением прав потребителей, правил торговли, санитарии, охраны окружающей среды.