logo
шпоргалки

95. Финансово-экономические основы местного самоуправления.

По ФЗ 2003г. эк. основу МСУ составляют находящееся в мун. собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права МО.

Финансовая автономия является существенной составной частью МСУ.

По закону в мун. собственности должно находиться только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов МСУ как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли) должно быть передано другим собственникам.

Мун. имущество в зависимости от его назначения разделяется на 2 группы: имущество первой группы закрепляется за мун. предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Оно позволяет муниц. хоз-щим субъектам функционировать, а в ряде случаев – извлекать прибыль и платить в бюджет налоги и сборы. Имущество второй группы, не закрепленное за мун. предприятиями и учреждениями, составляет (вместе с фин.средствами) казну соответствующего МО.

Каждое МО должно иметь собственный бюджет (местный). По Бюджетному кодексу РФ: местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для фин.обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения МСУ. Гос-во предоставляет органам МСУ определенные фин.гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей гарантией служит гарантия их фин. самост-ти, включая собственные источники доходов, самост-ое формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства. Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных гос. полномочий. Уровень собственных доходов очень низок. В результате органы МСУ большинства МО не в состоянии обеспечить жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-эк. развитие терр-ий. Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. К первым относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов МСУ, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций (гос.пособие предприятиям, организациям, некоторым категориям лиц для покрытия каких-либо расходов), субсидий (денежное или натуральное пособие со стороны гос-ва, учреждения) и субвенций (вид денежного пособия местным органам власти со стороны гос-ва. В отличие от дотации предоставляется на фин-ие определенных мероприятий и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования) на текущее функционирование, а также прочие расходы.

Большинство МО вынуждено принимать бюджеты с дефицитом. По эк.потенциалу различают МО-«доноры», у которых собственные доходы превышают нормативные бюджетные потребности, и МО-«реципиенты», которые нуждаются в бюджетных дотациях. Подавляющее большинство МО относятся к «реципиентам». ФЗ 2003г. предусматривает установление единых для МО нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов и единых для всех МО каждого субъекта РФ нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов, а также долей федеральных налогов и сборов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ. Для обеспечения выплаты дотаций эк-ки слабым МО в бюджете субъекта РФ образуется региональный фонд фин.поддержки МО. В мун. районах могут образовываться фонды