logo search
Posobie_po_gosekzamenu

3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.

Спрос - это платежеспособная потребность людей, т.е. то, что покупатель в состоянии оплатить. Закон спроса на конкурентном рынке связывает количество покупаемых товаров с его ценой, фиксирует, что цена и спрос находятся в обратной зависимости и формулируется так: чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь по снижающейся цене. Дефицит привычных для покупателей товаров на рынке вызывает повышение цен.

Графическая иллюстрация закона спроса выглядит так:

Линия спроса D показывает, что при цене P1 можно продать без очереди Q продукции; при снижении цены до уровня P2 можно продать больше товаров(Q2);при повышении цены до величины P3 получается наименьшая продажа товаров(Q3).

Все точки левее линии - это точки дефицита, например, в точке М покупатель по цене P1 может купить лишь Q3 товаров, следовательно, оставшаяся не обеспеченная денежными доходами часть спроса (она заштрихована) является дефицитной. Аналогично все точки снаружи от линии спроса - это излишек. Точка А на графике - это запретительная цена, т.е. “потолок” возможной цены, точка В-масса насыщения, количество товаров, которые бы население приобрело бесплатно.

Рыночный спрос двух потребителей получается методом сложения индивидуальных спросов.

Среди неценовых факторов, влияющих на спрос, отмечают: изменение денежных доходов покупателей; ожидание (сезонного снижение цен, инфляции и т.д.); наличие на рынке взаимозаменяемых товаров, существующих товаров; вкусы потребителей.