5.2. Ценные бумаги. Акции.
Ценная бумага - это документ, который имеет денежную стоимость, отражает связанные с ним имущественные права или долговые обязательства, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи или иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода.
Ценная бумага должны отвечать следующим фундаментальным требованиям:
Обращаемость - способность покупаться и продаваться на рынке, или в некоторых случаях выступать платежным инструментом;
Доступность для гражданского оборота — способность быть объектом сделок (заем, дарение, хранение, комиссия и т.п.);
Стандартность - стандартность формы, наличие стандартного содержания, стандартность прав, участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к правам. Именно стандартность делает бумагу товаром, способным $обращаться на рынке. Стандартный контракт становится способен к самостоятельному обращению, к переходу в качество особого товара, в ценную бумагу;
Документарность - ценная бумага - прежде всего, документ, не зависимо от того, в какой форме он существует. Документ придает облик товару в качестве ценной бумаги, фиксирует стандартные условия использования, перехода из рук в руки, доступа к правам. Ценная бумага должна содержать необходимые реквизиты, отсутствие одного из которых делает ее недействительной. Ценные бумаги могут быть выпущены в виде специально напечатанного документа, содержащего все требуемые атрибуты, но могут быть только зарегистрированы в специальном реестре, который ведет специальный реестродержатель;
Регулируемость и признание государством - элемент поддержания общественного доверия к ценной бумаге;
Рыночность - ценные бумаги имеют свой рынок с присущей ему организацией, правилами;
Ликвидность - способность ценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства. Отказ рынка признать ее ликвидность делает ценную бумагу клочком бумаги.
Ценные бумаги могут выступать в качестве бумаг, приносящих доход в соответствии с условиями их выпуска или в процессе их рыночного обращения — купли-продажи, или выступать в качестве платежного средства.
Акция - это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о внесении определенных средств при приобретении доли имущества акционерного общества и дающая право владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда. Инвестор в акции несет ограниченную ответственность и не может потерять больше, чем вложил в акции. Акции бывают именные и на предъявителя, простые и привилегированные, дающие право владельцу на получение дивидендов вне зависимости от прибыли предприятия. Однако, права владельцев привилегированных акций на управление акционерным обществом существенно ограничены: они не голосуют на общем собрании акционеров по большинству вопросов, за исключением вопросов, затрагивающих их интересы - реорганизация АО. Они имеют право голосовать по всем вопросам только в случае, если АО не выполняет условия выплаты дивидендов в соответствии с уставом или если привилегированные акции конвертируются в обыкновенные акции. Дивиденд по привилегированным акциям часто является фиксированным. При ликвидации АО обязательства перед владельцами привилегированных акций выполняются прежде, чем перед владельцами простых акций - это старшие бумаги.
Цена акции определяется по формуле доходности бессрочной облигации:
Р = d /r, где
Р - цена акции, d - ежегодный дивиденд по акции, r - ставка доходности альтернативной операции с таким же уровнем риска, как и данная акция, %:
Если инвестор ожидает ежегодный прирост дивидендов на ∆d процентов, то ориентировочная цена будет равна: Р = 100*d /(r - ∆d).
Более точной является формула, в которой вместо дивиденда используется чистая прибыль, приходящаяся на одну акцию:
Р = p*(100-k) /(r - ∆р), где
р - чистая прибыль акционерного общества в расчете на одну акцию, k - ставка капитализации чистой прибыли предприятия или доля прибыли, направляемая на инвестиции, %, r - ставка доходности альтернативной операции с таким же уровнем риска, как и данная акция, %, ∆р - ежегодный прирост прибыли акционерного общества, %.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.