2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
Целевые роли Эти роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать и выполнять основные командные задачи. Деятельность людей, играющих эти роли, направлена непосредственно на достижение целей группы.
Наиболее эффективная команда включает людей, играющих роли, в своей совокупности обеспечивающих жизнедеятельность команды менеджера.
Главный. «Сидящий на главном стуле» – председатель, руководитель. Этот человек выполняет вполне конкретную ролевую функциональную задачу. Он осознает и контролирует процесс деятельности и цели команды, обращает внимание на каждого, учитывает чувства, интересы и мотивы деятельности людей в команде, обобщает поступающие предложения. Его главная задача заключается в том, чтобы создать условия, способствующие тому, чтобы каждый член команды внес свой, предписанный ему ролевой вклад.
Генератор идей. Его деятельность заключается в разработке новых идей, решений, подходов, новой организации. Он инициирует деятельность всей команды и может иметь даже «дикие» идеи, но без такого человека невозможно добиться ничего нового, оригинального.
Информатор. Эта роль состоит в поиске и предоставлении группе всей необходимой информации. Этот человек ищет разъяснение выдвинутого предложения, находит дополнительную информацию, необходимые факты, применяет свой собственный опыт в решении проблем команды.
Эксперт. Он высказывает мнения или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательна его оценка.
Проработчик. Его роль – разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято.
Координатор. Человек, координирующий процесс принятия решения командой. Он разъясняет взаимосвязи между идеями, суммирует предложения, интегрирует деятельность различных членов группы. Обычно эту роль, как отмечалось выше, берет на себя сам менеджер.
Завершатель. Его задача – обобщать, суммировать все предложения, подводить итог, формулировать окончательное решение.
Наличие членов команды, исполняющих целевые роли, необходимо для достижения командой своих целей. Каждая из целевых ролей несет огромную нагрузку, поэтому нежелательно, чтобы один человек выполнял несколько функций одновременно. Хотя, учитывая специфику производства, целевые роли могут изменяться, их перечень может дополняться новыми и, наоборот, сокращаться.
Наличие членов команды, исполняющих целевые роли, необходимо для достижения командой своих целей. Каждая из целевых ролей несет огромную нагрузку, поэтому нежелательно, чтобы один человек выполнял несколько функций одновременно. Хотя, учитывая специфику производства, целевые роли могут изменяться, их перечень может дополняться новыми и, наоборот, сокращаться.
Поддерживающие роли, как видно из их названия, Эти роли направлены на поддержку функционирования группы. Наличие игроков, выполняющих эти роли, не обязательно, они могут сочетаться с другими функциями. Поддерживающие роли еще более зависят от особенностей команды. Эти особенности заключаются и в характере управляемого объекта, и в национальных особенностях и т.д. Большинство американских управляющих, например, выполняют только целевые роли, в то время как японские управляющие – и целевые, и поддерживающие.
Назовем основные поддерживающие роли.
Поощритель. Его задача – быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим, хвалить других за их идеи, соглашаться с другими и положительно оценивать их вклад в решение проблемы. Поощритель – человек, снимающий конфликты между членами команды, способствующий гармонии и согласию в команде.
Придающий форму. Это человек не контролирует и не координирует процесс, а постоянно сообщает ему динамику, подталкивает. Пытается создать обстановку, в которой каждый член команды старается работать наиболее эффективно.
Исполнитель. Эта роль заключается в том, чтобы следовать решениям команды, вдумчиво относясь к идеям других людей. Все, что остальные члены команды организовали, придумали, он непосредственно выполняет. Он предан фирме, ему можно доверять.
Устанавливающий критерии. Он устанавливает критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные (или процедурные) моменты (или оценивая решение команды).
Ответственный за внешние контакты. Дела внутри команды его мало интересуют, он ищет внешние контакты. Его задача – связать внутренний мир команды с внешним миром.
Многие люди сочетают в себе разные роли. Гибкие люди могут совмещать несколько ролей.
Эффективная команда ставит высокие цели, часто достигает их, испытывая высокую степень удовлетворенности работой. Члены такой команды плодотворно сотрудничают друг с другом.
В сочетании ролей сбалансированы функции и способности людей, входящих в команду менеджера. Они учатся на своих ошибках, ориентируются на потребителя, анализируют свою деятельность. Такая команда мотивирована, действует заинтересованно.
Исследования М.Белбина свидетельствуют о том, что для получения действительно эффективной группы необходимы всего восемь деловых ролей т.к.: «лидер», «реализатор», «генератор идей», «объективный критик», «организатор или начальник штаба», «снабженец», «душа коллектива», «отделочник или контролер».
Условное название роли | Характерные черты личности | Положительные качества | Приемлемые недостатки |
Лидер | Способен, уверен в себе, с развитым самообладанием | Способность относится ко всем предложениям соответственно их объективной ценности без предвзятого мнения. Сильно развито стремление к достижению цели | Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности |
Реализатор | Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других, общителен | Напористость, готовность бороться с инертностью, благодушием и самообладанием | Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпение |
Генератор идей | Индивидуалистичен, с серьезным складом ума | Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность | Склонность витать в облаках, невнимание к практическим делам и протоколу |
Объективный критик | Трезвость, осторожность, малая эмоциональность | Осмотрительность, рассудительность, здравый ум, практичность, настойчивость | Неспособность увлечься самому и увлечь других |
Организатор, или начальник штаба | Консерватор с развитым чувством долга и предсказуемым поведением | Организационные способности и практический здравый ум, работоспособность, дисциплинированность | Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям |
Снабженец | Склонность к энтузиазму, любознательность и коммуникабельность | Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом, легко разрешает возникающие трудности | Склонен быстро терять интерес к делу после того, как остынет первоначальная увлеченность |
Душа группы | Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми | С готовностью отвечает на нужды людей и требования ситуации, создает атмосферу дружной работы | Нерешительность в критические моменты |
Отделочник, или контролер | Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться | Способность доводить дело до конца, педантичность, взыскательность | Тревожность по пустякам, может ограничивать свободу действий коллег |
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.