logo
Posobie_po_gosekzamenu

3.23. Модель «пяти сил» Портера.

Производители конкурируют за рыночную власть с действующими и новыми производителями, с товарами-заменителями, с потребителями и поставщиками. Эти конкурентные силы Портер называл моделью пяти сил. Уровень конкуренции определяют не все эти силы, а одна или две, наиболее значимые в данный момент времени. Оценив при анализе силы и их источники, предприятие может выявить свои сильные и слабые стороны. Сила конкуренции зависит от ряда факторов: о количества конкурентов и их силы; от темпа роста отрасли; от ограниченной возможности дифференциации продукции; от большого удельного веса постоянных расходов; от того, долго ли может храниться продукция; от возможностей значительного роста мощности каких-либо предприятий, что нарушает соотношение спроса и предложения и вызывает перепроизводство; от барьеров выхода из отрасли; от активности и различий стратегий конкурентов.

Предприятие может выбрать следующие стратегические направления конкуренции с действующими в отрасли конкурентами: позиционировать себя соответствующим образом, выбрать выгодный сегмент покупателей, возведение преград для конкурентных сил. Источниками стратегических позиций могут быть: производимые товары и услуги – позиционирование, ориентированное на определенную широту ассортимента; потребности; доступ к потребителям; влиять на расстановку сил посредством стратегических маневров, способных улучшить стратегическую позицию предприятия; использовать прогноз изменения факторов конкуренции и принять меры реагирования на эти изменения за счет выбора стратегии.

Существует шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа новых конкурентов в отрасль, которые наиболее часто и определяют выбор стратегии конкуренции: экономия, обусловленная ростом масштабов производства; дифференциация продукта; потребность в капитале; более низкие издержки; доступ к каналам распределения; правительственные ограничения могут исключить возможность появления новых конкурентов в отрасли.

В отношении покупателей и поставщиков стратегическим решением может быть выбор таких из них, которые не могут оказать серьезного неблагоприятного влияния.

Против товаров-заменителей эффективным методом конкуренции может явиться дифференциация и повышение качества продукции, если такая возможность у предприятия есть. Здесь важно соотношение цена-качество.