4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
Экономический рост — это относительное изменение объема реальных ВВП за рассматриваемый период. Экономический рост бывает при расширенном воспроизводстве, т.е. при таком типе воспроизводства, когда страна производит больше продукта, чем расходует в предыдущий период. Прирост ВВП рассчитывается по формуле:
,
где Уt— реальный ВВП данного периода;
Уt-1— ВВП в предыдущий период.
Экономический цикл — это периодические колебания уровня деловой активности, представленного реальным ВВП.
Экономический деловой цикл проходит четыре фазы:I— кризис, II— депрессия, III— оживление, IV— подъем; точка А— это пик предкризисного производства, точка А`— восстановление предкризисного объема производства, В— новый пик, характеризующий экономический рост. Если соединить точки А и В, то получится тренд— тенденция, которая покажет возможный экономический рост в будущем.
Кризис: рынок переполнен товарами, спрос падает, снижаются цены, закрываются или разоряются финансовые и кредитные учреждения и фирмы. При депрессии объем производства продолжает снижаться на фоне роста безработицы. Оживление предполагает сокращение безработицы, постепенный рост производства и приток новых инвестиций, рост цен и ставок процента. Подъем — это приближение экономической системы к своему потенциальному уровню, высокие темпы промышленного производства.
Природу экономических циклов изучали многие экономисты: К. Жугляев, К. Маркс, М.И. Туган-Барановский, Дж. М. Кейнс, Дж. Хикс, Ф. Хайек и др.
Волновую концепцию экономических циклов, в основе которых лежит механизм «инвестиций-сбережений», впервые предложил крупный российский экономист М.И. Туган-Барановский. Развивая эту идею, Н.Д. Кондратьев обосновал теорию больших циклов экономической конъюнктуры, которую в экономической науке стали называть его именем («длинные волны» Н.Д. Кондратьева).
Проблеме больших циклов Н.Д. Кондратьев посвятил работу «Большие циклы экономической конъюнктуры» (1925). Проанализировав большой статистический материал за 140 лет по ведущим капиталистическим странам по таким показателям, как динамика цен, зарплаты, процент на капитал, объем внешней торговли, добыча угля, выплавка чугуна и др. ученый пришел к выводу, что в экономике существует циклическое волновое развитие продолжительностью в 48-55 лет. Внутри каждого большого цикла он выделил две волны — повышательную и понижательную. К моменту исследования мировая экономика пережила 2,5 цикла.
В результате изучения проблемы Н.Д. Кондратьев пришел к выводу:
1) в основе развития каждого большого цикла лежат изменения технической базы производства; у каждого цикла есть своя ведущая основа, отрасль, которая дает импульс развитию всей промышленности;
2) на периоды повышательной волны каждого цикла приходится наибольшее количество социальных катаклизмов;
3) на повышательной волне сокращается кризис и депрессия;
4) понижательная волна сопровождается длительной депрессией в сельском хозяйстве.
Цикл | Время | Ведущая основа цикла |
I большой цикл 1) повышательная волна 2) понижательная волна |
конец XVIIIв.— 1817г. до 1851г. |
Текстильная промышленность |
II большой цикл 1) повышательная волна 2) понижательная волна |
1851—1875гг. 1875—1896гг. | Развитие железнодорожного и морского транспорта |
III большой цикл 1) повышательная волна 2) понижательная волна |
1896—1920гг. 1920—1939гг. |
Электричество, радио, телефон |
В настоящее время концепция «длинных волн» Н.Д. Кондратьева пользуется большой популярностью в среде зарубежных и отечественных экономистов. Интерес к этой концепции возрос в мире с середины 70-х гг. ХХв., когда спустя полвека после «великой депрессии» 30-х гг. на Западе наблюдался новый экономический спад. В концепции «длинных волн» Н.Д. Кондратьева впервые сделана попытка соединить проблемы экономических устоев с социально-экономической стратегией развития народного хозяйства.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.