logo
Posobie_po_gosekzamenu

1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.

На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом та полностью зависит от среды (в то же время обратная ситуация является скорее исключением).

Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением).

Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них прямое воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, В том числе и под влиянием деятельности самой организации.

К фоновому окружению относятся государство (правила игры), уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма, общая экономическая обстановка, политическая обстановка в мире и регионе и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.

Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития). Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим элементам: цели и задачи, структура, технология, персонал.

Цели – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Формулирование и сообщение целей представляет собой важное средство координации работы поделенной между специализированными группами, при условии, что цели подразделений увязаны с целями организации в целом.

Структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет эффективно достигать цели организации.

Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Люди (группы людей, персонал) – являются важным решающим фактором в любой модели управления, например при определении относительного соответствия конкретной задачи, и содержания операций избранным технологиям.