4.5. Факторы производства
Рынки факторов производства — это особый вид рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители — покупателями, на рынках факторов производства фирмы становятся покупателями трех факторов производства: рабочей силы, земли и капитала.
1) На рынке труда продается не сам труд, а услуги труда. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободных работников. Заработной платой называется доход от фактора производства под названием «труд».
Различают номинальную и реальную зарплату. Номинальная зарплата — это сумма денег, которую получает работник за свой труд в течение дня, месяца. Реальная зарплата представляет собой массу жизненных благ и услуг, которые можно на нее получить. Размер зарплаты зависит от качества труда и квалификации, влияющих на размер предельного продукта труда. Для рынка труда характерно наличие нескольких не конкурирующих друг с другом групп работников:
WК — ставка зарплаты для квалифицированного труда,
WН — зарплата неквалифицированным работникам,
L — величина требуемого труда
DК и DН — спрос на труд различной квалификации,
SК и SН — предложение труда.
Доходы работников наемного труда содержат два компонента. Первый — это удерживающая зарплата, или зарплата за переход. Второй этап — это экономическая рента, доход фактора, отличающегося неэластичным предложением: доходы высоко квалифицированного труда, работников редких специальностей и таланта.
Соотношение этих двух компонентов показывают графики:
а) оплата квалифицированного труда, включающая оба компонента;
б) зарплата, полностью состоящая из экономической ренты (оплата уникальных работников — писатели, кинозвезды, художники и др.);
в) оплата малоквалифицированного работника.
2) Отношение по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости называется рентными. Вследствие неоднородности качества участков земли, их владельцы получают с них различные доходы. Дифференциальная рента I — это рента, покупаемая с наиболее выгодных участков (лучших и средних по качеству). Абсолютная рента — доход, который включается в цену продукции с худших участков земли. Дифференциальная рента II — доход, который связан с улучшением качества почв и дополнительными инвестициями (его могут получать на любых участках).
Цена земли, как дисконтированная ценность, определяется по формуле:
, где
R- ежегодный размер земельной ренты
γ- рыночная ставка процента
PV- сегодняшняя стоимость участка
Покупатель земельного участка стремится приобрести его не ради почвы как таковой, а ради той ренты, того постоянного ежегодного дохода, который приносит земля.
3) Рынок капитальных активов — это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: производственное оборудование и инструменты, техника и машины производственного назначения, здания и сооружения (основной капитал), сырье и материалы, энергия. Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала, называется «дисконтированием». Банковская ставка процента играет в этих расчетах определенную роль: на ее основе делается расчет дохода, который можно получить от будущих инвестиционных проектов:
, где
D— текущая дисконтированная ценность актива;
Dt— ежегодный будущий доход от актива, интегрированного на период t;
γ— норма банковского процента.
Любые промышленные инвестиции имеют экономический смысл только в случае, если годовой доход от них выше процента по банковским вкладам (депозитам).
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.