4.2. Становление и развитие экономической науки
Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Людям всегда хотелось понять закономерности их хозяйственной деятельности.
Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с такими греческими мыслителями, как Аристотель и Платон (IV в. До н.э.). В это же время появился и термин «экономия», который произошел от соединения двух слов: «ойкос» (дом) и «номос» (закон), т.е. правила ведения домашнего хозяйства (крупного и многоотраслевого). С развитием общественного разделения труда и обмена возникает потребность в знаниях о национальном хозяйстве всей страны. Опубликованное в 1615 г. сочинение французского меркантилиста Антуана Монкретьено «Трактат политической экономии» дало название новой науке — политическая экономия.
Первым направлением экономической мысли был меркантилизм, концепция, признававшая единственным источником национального богатства накопление благородных металлов (золота и серебра). К числу важнейших представителей этого направления можно отнести А. Джевонези (Италия), Т. Мэна (Англия), И.Т. Посошкова (Россия).
Фундамент классической политической экономики был заложен во второй половине XVIII в. физиократами и английской классической школой. Представители физиократов (ее основателем был французский ученый Франсуа Кенэ) считали, что только земля производительна, поэтому только труд сельскохозяйственного рабочего может создавать чистый продукт, то есть доход, превышающий все затраты. В масштабах такой совокупный доход становится источником национального богатства. Именно поэтому все другие виды деятельности (промышленность, торговля), по мнению физиократов, являются непроизводительными, так как не увеличивают массы богатства, а лишь перерабатывают сырье.
Представитель английской классической школы политэкономии Адам Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости: богатство создается не только земледелием, но и в промышленности. Доход работника — первичен, но с появлением частной собственности на землю и на орудия труда появляются и новые виды доходов— земельная рента и прибыль на капитал, как вычет из дохода работника.
Эти школы впервые объяснили происхождение богатства не внешними признаками (торговля, как у меркантилистов), а производственной трудовой деятельностью человека, ввели фундаментальные понятия экономической науки, которыми она пользуется и в наше время (основной капитал, оборотный капитал, прибыль, стоимость, цена и др.).
Дальнейшее развитие концепция трудовой стоимости получила у К. Маркса, создавшему свое направление экономической модели — марксизм. Он считал, что только труд рабочего создает богатство общества, прибыль же представляет собой неоплаченный труд. Это противоречие приводит к поляризации общества. Анализируя процессы рыночного ценообразования, К. Маркс показал особенности межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, источники экономической прибыли, дал определение абсолютной и дифференциальной земельной ренты впервые в экономической мысли простого и разоренного воспроизводства и дал макроэкономическую модель движения товарных потоков между двумя подразделениями собственного производства.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.