5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
Облигация - это ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ее номинальную стоимость в оговоренный срок и выплатить причитающийся доход, независимо от величины прибыли и финансового состояния заемщика. Облигация удостоверяет факт займа, приносит фиксированный заранее оговоренный доход ее владельцу, имеет конечный заранее оговоренный срок погашения, не дает право на участие в управлении эмитентом, обладает старшинством перед акциями в выплате процентов и других обязательств. Эмитенты облигаций являются заемщиками, инвесторы в облигации являются кредиторами эмитента. Средства, аккумулированные путем размещения облигаций, являются заемными.
Облигации бывают: государственными, муниципальными, корпоративными и иностранными, в зависимости от статуса эмитента;
По физической форме выпуска облигации делятся на документарные (т.е. отпечатанные типографским способом, в виде бланков, сертификатов и т.д.) и бездокументарные (существующие в электронной форме, в виде записей компьютерных файлов на магнитных носителях, в реестрах ценных бумаг).;
По сроку обращения различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет) и бессрочные облигации;
По форме выплаты дохода облигации бывают купонные (с фиксированной или плавающей ставкой) и дисконтные или с нулевым купоном (без периодических выплат доходов). В ряде стран имеют хождение облигации с выплатой процентов в момент погашения. Размер эмиссии при выпуске облигаций ограничен уставным капиталом, который должен быть оплачен к моменту эмиссии, или дополнительными гарантиями.
Как правило, проценты дохода по долгосрочным облигациям выше, чем по краткосрочным, что компенсирует большую степень риска.
В общем случае, любая облигация имеет следующие основные характеристики: номинальная стоимость - это сумма, указанная на бланке облигации или в проспекте эмиссии, купонная ставка доходности, дата выпуска, дата погашения, сумма погашения.
Важнейшую роль в анализе ценных бумаг играют также дата и цена их приобретения, а также средняя продолжительность платежей.
Как правило, облигации выкупаются по номинальной стоимости.
Текущая цена облигации может не совпадать с номиналом и зависит от ситуации на рынке. Если цена, уплаченная за облигацию, ниже номинала, то говорят, что облигация продана со скидкой или с дисконтом, а если выше - с премией.
Для удобства сопоставления рыночных цен облигаций с различными номиналами используется специальный показатель, называемый курсовой стоимостью или курсом ценной бумаги: К = Р * 100/ N, где К - курс облигации; Р - рыночная цена; N - номинал.
Дата погашения - дата выкупа облигации эмитентом у ее владельца (как правило, по номиналу). Дата погашения указывается на бланке облигации.
Наиболее важную роль играет срок обращения облигации и дата ее покупки на вторичном рынке в период между выпуском и погашением ценной бумаги.
Купонная доходность задается при выпуске облигации процентной ставкой. Принятая величина купонной доходности зависит от двух факторов: срока займа и надежности эмитента. Чем больше срок погашения облигации, тем выше ее риск и тем больше норма доходности, на которую согласен инвестор для компенсации риска. Ставка купона у более надежных облигаций обычно ниже, чем у более рискованных облигаций.
В процессе анализа эффективности операций с ценными бумагами для инвестора существенный интерес представляют более общие показатели -текущая доходность и доходность облигации к погашению. Оба показателя определяются в виде процентной ставки.
Текущая доходность облигации с фиксированной ставкой купона определяется как отношение величины периодического платежа к цене приобретения:
dT=(N*k*100)/P =(CF*100)/K= k*100/K(%), где
dТ - текущая доходность облигации, N - номинал; Р - цена покупки; k - годовая ставка купона; К - курсовая цена облигации.
Доходность к погашению - это показатель, который не зависит от ставки дисконтирования, которая является в определенной степени произвольной. Это - способность ценной бумаги генерировать доход с каждой вложенной в нее единицы средств. Для облигаций с фиксированным купоном, выплачиваемым раз в году, она определяется путем решения относительно d следующего уравнения:
, где
d - доходность к погашению; N' - цена погашения.
Бессрочные облигации - поскольку купонные доходы по облигации постоянны, а их число очень велико, подобный поток платежей называют вечной рентой или вечным аннуитетом. Текущую доходность dt бессрочной облигации можно определить по формуле: dr =N*k/P= 100*k/K, где k - годовая ставка купона; N - номинал; Р - цена; К - курсовая стоимость.
Современная стоимость бессрочной облигации может быть определена из предположения, что генерируемый ею поток платежей представляет собой вечную ренту (аннуитет). Поскольку в формуле для определения современной стоимости аннуитета PVt = CF*(l-(l+r)-t) / r величина (1+r)-t стремится к нулю при t→ ∞, то для бессрочных облигаций PV = CF/r.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.