logo
Posobie_po_gosekzamenu

2.1 Факторы формирования личности человека.

Развитие личности обусловлено разными факторами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Особенности физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) личности – это специфика функционирования нервной системы человека, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т д.

Анатомо-физиологические особенности личности – это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают окружающая среда и общество.

Обычно прежде всего выделяют природно-географическую среду. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относятся к тому, чему их обучают.

Макросреда, т е общество в совокупности всех проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.

Микросреда, т е группа, микрогруппа, семья и т д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой – совершенствовать или трансформировать в процессе обучения воспитания.

Общение способствует развитию индивидуальных и социальных особенностей личности, шлифует их.

Организованное воспитание и самовоспитание личности являются основой воздействия общества, в ходе которого закрепляются социальные качества личности.