logo
Posobie_po_gosekzamenu

4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.

Если линия спроса выражает интересы покупателей, то линия (функция) предложения выражает интересы продавцов.

Предприниматель готов сделать больше продукции, если за нее больше заплатят - это закон предложения.

Подобно линии спроса, функция предложения тоже может смещаться на графике: с ростом цен на топливо, материалы, оборудование предприниматель вынужден повысить цену своих товаров на величину дополнительных затрат – линия предложения сдвигается влево (S2); если на производстве растет производительность труда и снижаются затраты на единицу продукции, то предприниматель может продавать товары дешевле - линия предложения передвигается вправо-S3.

К неценовым факторам относятся следующие: уровень технологии производства товаров (квалификация труда, автоматизация, качество сырья и т. д.); государственная налоговая политика (поддержка предпринимателя субсидиями, льготами удешевляют товар и наоборот, налоги включаются в цену товара, поэтому приводят к его подорожанию); предложение во многом зависит от наличия или отсутствия на ринке взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров; к экономии на издержках приводит снижение цен на ресурсы и факторы производства, поэтому товары могут продаваться дешевле.