4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
Самой ранней формой обмена одного продукта труда на другой был бартер, то есть непосредственный прямой обмен товарами без участия денег. Важнейшим недостатком такого обмена, был сложный поиск того, кто захочет приобрести именно этот продукт. С переходом к товарному обмену через посредство рынка появилась острая потребность в универсальном средстве обращения, измеряющем ценность любого товара. Сначала эту роль выполняли товаро-деньги (меха, скот, янтарь и др.), которые как наиболее ценные товары, стали выполнять роль товаров-эквивалентов (соизмерителей), а чуть позже (в 6-7 вв. до н.э.) им на смену пришли золотые и серебряные монеты.
Развитие товарного обмена происходило путем смены следующих форм стоимости: простая единичная или случайная, которая соответствовала на ранней ступени обмена, когда он носил случайный характер и один товар обменивался на другой лишь изредка; полная или развернутая форма стоимости являлась результатом развития обмена и общественного разделения труда (когда отдельные общины стали заниматься сельским хозяйством, а другие – скотоводством); всеобщая форма стоимости – это выделение из товарного мира отдельного наиболее ценного товара – эквивалента, который начинает на местном рынке играть роль денег (в Древней Греции таким товаром был скот, на Руси – меха); денежная форма стоимости связана с выделением в результате развития обмена благородных металлов в качестве меновых денежных знаков.
Деньги – это особый, общественно признанный товар – всеобщий эквивалент, появившийся в результате развития обмена. Деньги выполняют следующие функции: меры стоимости; средства обращения; средства платежа, мировых денег.
Функции меры стоимости – соизмерение ценности различных товаров и услуг в денежном выражении. Эту функцию деньги могут выполнять как счетные измерители, т.е. реально не присутствующие в данный момент, т.е. абстрактно. Это происходит, когда мы говорим, что квартира стоит 150 тысяч рублей, автомобиль – 150000 рублей, тетрадь – 20 рублей т.д.
Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг и реально присутствуют на рынке, обслуживая куплю – продажу.
Функция средства наполнения (сокровища) – это способность денег использовать часть стоимости проданного сегодня товара для будущей покупки. С этой функцией связано появление понятия «абсолютная ликвидность», как уникальная способность денег в любой момент оплатить любое кредитное обязательство своего владельца (т.е. их свойство абсолютного платежного средства). Однако сохранение богатства в виде денег может привести к появлению «вмененных издержек» или «издержек упущенных возможностей».
Функция как средство платежа связана с развитием мировых торговых отношений, развитием кредита и появлением векселей, когда появилась возможность оплачивать купленный товар в рассрочку (18 – 21 век).
Функции мировых денег выполняют деньги, признаны всеобщими (в рамках международных экономических соглашений) средством выражение стоимости товаров, всеобщим средством обращения платежа. Такую функцию выполняет золото и «резервные валюты».
Выполняя названные функции, деньги играют важную роль в рыночной экономике: опосредуют круговорот доходов и продуктов.
Для определения количества денег, необходимых в обращении, используют управлении И.Фишера: M•V=P•Q, где
M – масса денег в обращении, V – скорость обращения, P – средние цены товаров, Q – количество проданных товаров услуг.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.