3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
Маркетинговая среда содержит в себе источники возможностей и угроз, силы, способствующие установлению контактов с рынком, противодействующие интересы других участников рынка и силы.
Микросреда представляет собой силы, имеющие непосредственное отношение к предприятию. Это - силы внутри предприятия: собственники, высшее руководство, финансовые службы, службы НИОКР, службы МТС, бухгалтерия, профсоюз, производственный и непроизводственный персонал предприятия, поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, контактные аудитории. Высшее руководство принимает некоторые решения, на которые маркетинговые службы не могут оказать влияние: область деятельности предприятия, какие продукты выпускать, какие услуги оказывать, территориальные границы деятельности предприятия, вид владения; общие цели предприятия; роль маркетинга, корпоративная культура и т.п.
Есть факторы, которые контролирует и устанавливает служба маркетинга: выбор целевых рынков; организация маркетинга: построение маркетинговых служб для управления маркетинговыми функциями, подчиненность и ответственность; комплекс маркетинга.
Маркетинговые посредники помогают предприятию в продвижении товаров на рынок, в сбыте и распространении товаров. Маркетинговые агентства за плату помогают продвигать товары, определять целевые рынки, что они могут делать более эффективно в силу своей специализации и особенностей творчества.
Торговые посредники подыскивают клиентов и сами продают товар предприятия, обеспечивают более низкие издержки на реализацию, создавая удобство места приобретения (накапливая запасы товаров в местах сосредоточения покупателей), удобство времени (накапливая запасы товаров в требуемое время, когда появляется спрос на них), удобство процедуры приобретения (организация продажи с одновременной передачей прав владения товаром). Эти посредники часто бывают достаточно сильны и могут диктовать свои условия предприятиям-производителям. Здесь необходим тщательный анализ выбора посредника, ибо часто задействовав один канал реализации, можно лишиться остальных.
Предприятия, специализирующиеся в области организации товародвижения, помогают создавать запасы и продвигать их до места реализации. Это – склады, транспорт, грузообработчики. Выбор здесь связан со скоростью товародвижения, затратами, надежностью, объемом товародвижения.
Кредитно-финансовые организации помогают финансировать сделки, страховать риск.
Потребители различаются объемом, целями и условиями приобретения товаров: потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок.
Служба маркетинга может определить свой рынок, но не может контролировать его характеристики. Предприятие может реагировать на характеристики своего рынка, разработать для своих потребителей новые товары или осуществлять иные действия. Маркетолог влияет на поведение покупателей, но и не он один. Маркетолог может учесть, как потребители принимают решение, через какие этапы проходят при этом, общаться с потребителями и их организациями, чтобы предприятие существовало наилучшим образом.
Конкуренты – широкое понятие. Сюда относятся: желания-конкуренты, которые потребитель хочет удовлетворить, и надо выбрать, что важней; конкурентные способы удовлетворения желания; затем, что конкретно купить; конкурентные марки товара и конкуренты-производители. Здесь тоже важно понять, как принимается решение о покупке.
Макросреда представляет силы широкого социального спектра, которые представляют собой общую среду для всех фирм, из которой они черпают ресурсы, возможности они подвержены угрозам: социальные и демографические силы важны тем, что главные покупатели – население, изменение численности населения приводит к снижению нужд, изменение в структуре населения изменяет структуру потребностей, перемены в семье тоже влияют на изменения в потребностях, образ жизни, миграция и уровень образования могут изменить географию спроса; политические силы влияют законодательными ограничениями, контролем, деятельностью групп по защите интересов общества, позицией в различных сферах деятельность общества; научно-технические силы могут наиболее сильно влиять на предприятия появлением новых возможностей, техническим прогрессом в любой сфере деятельности, необходимостью уделять внимание НИОКР, неизбежностью вносить изменения в продукцию, государство все больше внимание уделяет оценке безопасности и безвредности новых товаров; культурные силы связаны с традициями, культурными ценностями, взаимоотношением людей, отношением к институтам власти, общественным институтам, к природе, к мирозданию.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.