4.25. Инфляция и формы ее проявления
Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающие обесценением денежной единицы. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего как одновременно на всех рынках (товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных форматах. В рыночной экономике, т.е. в условиях относительной гибкости и мобильности цен, превышение совокупного спроса над совокупным предложением проявляется в росте общего уровня цен. Это – открытая форма инфляции.
Скрытая форма инфляции (или подавленная) присуща экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Подавленная инфляция в СССР проявлялась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Например, норма сбережения (отношение сберегаемой части дохода ко всему доходу) в 1969 г. составляла 50%, в 1976 г – 79%, в 1984 – 100%. Дефицит создавал очереди, теневые («черные») рынки, ослаблял стимулы к труду. Другим критерием в определении вида инфляции является темп роста цен, связи с чем выделяют умеренную, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию. У меренной (или ползучей) называется инфляция с темпом до 10% в год: это низкий темп инфляции, при котором обеспечение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах. Галопирующая инфляция предполагает рост цен в широком диапазоне (от 10 до 100 % в год). Это уже серьезный сигнал экономического неблагополучия, поэтому используют систему антиинфляционных мер. Гиперинфляция в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год. Для стран с неустойчивой экономикой, и развивающейся или переходной, критерий начала гиперинфляции составляет около 1000 % (в России в 1992 г. этот показатель достигал 1353% в год, но официально темпы инфляции были признаны лишь близкими к гиперинфляции).
Сточки зрения выяснения причин инфляции, различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфляция спроса связана с увеличением платежеспособности населения, которая может возникнуть из-за дополнительной эмиссии денег: если темпы прироста денежной массы обгоняют рост реальный ВВП, то происходит переполнение каналов обращение деньгами сверх товарооборота. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос.
Инфляция издержек происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек на единицу продукции. Рост издержек связан с ценовой политикой монополии и олигополии, когда цены удерживаются за счет недопроизводства продукции по сравнению с оптимальным и возможным объемом выпуска на конкурентных рынках. Искаженные ценовые сигналы, проходя по всей цепочки в народном хозяйстве, развивают тенденцию к завышению ценообразования.
В экономике изменение уровня цен измеряют с помощью специальных показателей, которые называются индексами. Открытая инфляция обычно характеризуется темпами прироста цен за год:
где π – темп инфляции в процентах за год,
P1 – уровень цен текущего года,
P0 – цены предшествующего периода.
Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен валового внутреннего продукта – дефлятор ВВП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, производимые в обществе:
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.